Десять дней в гостях у Арктики

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Заброшенная полярная станция Югорский Шар




Пролив Югорский Шар – очень красивое и интересное место. Он отделяет крупный остров Вайгач от материка и является одновременно сразу двумя важными географическими границами - связывает Баренцево и Карское моря, плюс в районе пролива находится северная граница Европейской и Азиатской частей света. Кроме того, Югорский Шар - один из двух основных судоходных проливов Северного морского пути (наряду с более северным и широким проливом Карские ворота, проходящим между оконечностью Вайгача и архипелагом Новая Земля). В зависимости от судоходных условий и ледовой обстановки, суда из Баренцева в Карское моря идут либо через один пролив, либо через другой. Об этом и многом другом речь пойдёт в следующей части – а в этой приведу фотографии полярной станции "Югорский Шар", расположенной у восточного входа в одноимённый пролив.

Полярная станция "Югорский шар" была основана ещё в 1913 году и долгие годы была одной из многочисленных советских арктических гидрометеорологических полярных станций. Её законсервировали 80 лет спустя, в 1993 году, а вскоре после этого на закрытой станции была организована пограничная застава, просуществовавшая до начала 2000-х. Потом пограничную заставу перевели на Амдерму, а строения бывшей полярной станции на Югорском шаре стали нежилыми. Сейчас от них остались руины – климат на берегу Югшара очень суровый, и нежилые строения разрушаются очень быстро.

1. Эту высокую мачту снесло штормовым ветром несколько лет назад.



2.



3.



4. Жилые помещения полярников и, соответственно, казармы личного состава в период существования здесь пограничной заставы.



5.



6.



7. На газете, подклеенной когда-то под обои, читается карандашная надпись: «Юг. Шар. Астахову» - полярники подписывались на свежую прессу.



8. А это главная парадная комната – даже сейчас видно, какой она была яркой, красивой и праздничной. Здесь обитатели станции проводили вечера, различные мероприятия.



9.



10.



11. Возможно, это была баня – на горячие кирпичи плескали воду, а народ парился на лавочках вокруг очага.



12. Стенд для метеонаблюдений.



13. Дизельная станция.



14.



15.



16. На покосившемся деревянном столбе читается красно-зелёная полосатая раскраска – в период погранзаставы это была вешка государственной границы России.



17. И ещё ряд хозяйственных построек.



18.



19.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Берега пролива Югорский шар безлюдны – помимо заброшенной станции у восточного входа в пролив (со стороны Карского моря), здесь есть несколько пустых охотничьих изб, а также действующих маяков, питающихся от современных солнечных батарей и не требующих постоянного присутствия людей. Единственная же действующая Полярная станция на проливе находится примерно в 60 километрах западнее, у другого входа в пролив, со стороны Баренцева моря, и называется «Белый нос». Контингент станции составляет семейная пара, да раз в год сменяющаяся вахта более молодых сотрудников. Как говорят наши амдерминские мужики, эта годовая вахта довольно необычная – четыре молодые выпускницы питерского метеоинститута. Семейная пара и четыре молодые девчонки одни посреди Арктики - интересно, как им там живётся? :)

20. Противоположный же берег пролива – крупный остров Вайгач длиной 105, а шириной около 50 километров. Это совсем дикий остров – лишь один крошечный ненецкий посёлочек Варнек с населением 100 человек да Полярная станция Болванский Нос в 100 с лишним километрах отсюда на северном берегу, у пролива Карские Ворота. Это таинственный и священный остров, издревле считающийся у местных народностей сакральным местом поклонений ненецким божествам: Вайгач в переводе с ненецкого – «остров страшной гибели» или «земля смерти». На Вайгаче до сих пор сохранилось множество ненецких поклонных крестов и тотемов. Даже местные амдерминские мужики с большим почтением относятся к Вайгачу, а редкие походы туда с туристами готовятся необычайно тщательно – это крайне серьёзные мероприятия, в том числе требующие и большой физической выносливости. Вон он вдали – таинственный остров Вайгач, отделённый от нас покрытой льдинами 5-километровой водной преградой Югорского Шара. На фото хорошо видна пирамидка вайгачского маяка у мыса Канин нос.



21. Пейзажи пролива суровы и восхитительны!



22. На берегах Югорского Шара множество маяков – летом в период полярного дня в них нет надобности, но осенью и зимой все они работают, и основные судоходные створы пролива прекрасно видны круглый год. Несмотря на дикость берегов, Югорский Шар – важная круглогодичная судоходная магистраль Северного морского пути. Вот один из маяков, расположенный на небольшом островке "Соколий" близ материкового берега пролива.



23.



24.



25.



26. Где-то поверхность пролива покрыта льдами, а где-то – вода как зеркало!



27.



28.



29.



30.



31. В проливе Югорский Шар очень сильные течения, связанные с приливными явлениями и перемещениями водных масс между Карским и Баренцевым морями.



32. Течениями и волнами на берега пролива выброшены мощные стволы деревьев, вынесенных в Баренцево и Карское моря впадающими в них крупными реками.



33. Скорость течения в проливе достигает 6 километров в час – когда мы стояли на берегу Югорского шара, водные массы перемещались слева направо – к выходу из пролива в Карское море. Удивительно смотреть, как мощные льдины со скрежетом движутся в проливе на всей ширине мощного водного потока!



34.



35. А это старый полуразрушенный знак границы между Европой и Азией. Несколько лет назад наши ребята из Амдермы установили новый, в нескольких километрах западнее – как считается, в географически более правильном месте. Мы там тоже побываем.



36.



Неплохо знаю нескольких людей, которые, ведомые зовом сердца, поменяли комфортную жизнь в насиженных местах и уехали жить или хотя бы на какое-то время поработать в Арктику. Во время нашего путешествия мы немало обсуждали это с товарищами по группе. У кого как, но у меня лично другое видение этого вопроса - я абсолютно чётко разделяю для себя понятия «периодической короткой отпускной романтики» и «работы и жизни в этих местах»... Но всё-таки - Вайгач, Югорский Шар, Новая Земля, Арктика… Безумно далёкие и труднодоступные, очень суровые и безлюдные, и в XXI веке почти необжитые людьми… Как они всё же цепляют! :)
 
Последнее редактирование:

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Пролив Югорский Шар. Между Баренцевым и Карским морями. Знак Европа и Азия




В сегодняшнем материале мы продолжим знакомиться с проливом Югорский Шар, соединяющим Карское и Баренцево моря Северного Ледовитого океана и отделяющим от материка крупный остров Вайгач. Мы побываем в двух местах – возле маяка на мысе Ярасаля, расположенного у входа в пролив со стороны Карского моря, а также возле знака географической границы Европы и Азии в 10 километрах западнее.


1. Ярасельский маяк – один из нескольких маяков, расположенных по берегам Югорского Шара. Пролив является важной трассой Северного морского пути, дублируя широкий пролив Карские Ворота, расположенный севернее, между Вайгачом и Новой Землей. Чаще суда идут через Карские Ворота, но в случае неблагоприятной навигационной обстановки следуют более длинной дорогой через Югорский Шар.



2. Маяк не закрыт – по крутым металлическим лестницам поднимаемся наверх, посмотреть навигационное оборудование, а заодно полюбоваться окружающими пейзажами с высоты.



3. Изначально почти все арктические маяки работали от дизельных генераторов и нуждались в постоянном обслуживании, позднее многие удалённые труднодоступные маяки, расположенные вдоль побережья Ледовитого океана, были переведены на питание от автономных радиоактивных изотопов. Об атомном прошлом Ярасельского маяка напоминают старые надписи – сейчас радиационный фон здесь нормальный.



4. В настоящее время маяк на мысе Ярасаля, как и все остальные маяки окрестностей, работает от специальных солнечных батарей, в светлое время года накапливающих электроэнергию, позволяющую световому оборудованию автономно работать осенью и зимой.



5. Сейчас светло круглые сутки и прожектора не работают, а с наступлением осени берега Югорского Шара начинают перемигиваться огнями маяков – было бы очень интересно побывать здесь в это время! А лучше пройти на каком-нибудь судне.



6. С верхушки маяка открываются хорошие панорамы окрестностей – внизу видны полуразрушенные домики обслуживающего персонала маяка, а Карское море и вход в пролив Югорский Шар покрыты льдинами.



7.



8.



9. У входа в пролив Югорский Шар находится небольшой скалистый островок с ещё одним маяком, а вдали, за проливом, хорошо виден берег Вайгача.



10. Вайгач… Далёкий, таинственный, почти недосягаемый, с незапамятных времён он считается энергетически необычайно сильным местом. Земля ненецких божеств, тотемов, поклонных крестов, место совершения языческих ритуалов, «остров страшной гибели» или «земля смерти», как его называли древние… Туда и сейчас сложно добраться – огромный остров почти необитаем: лишь один крошечный ненецкий посёлок да Полярная станция на северном берегу. До Вайгача здесь порядка 10 километров через пролив, но переправиться через Югорский Шар очень непросто. В проливе сильные и непредсказуемые течения: то встречные, то попутные, то вихревые - сталкиваясь между собой, они образуют высокие стоячие волны, называемые сулой. Во время редких экспедиций на Вайгач наши амдерминские мужики переправляются через коварный пролив на мощных моторных лодках – но и на них делают это с предельной аккуратностью. С очень большим почтением относятся они и к самому Вайгачу, понимая всю серьезность экспедиций в те места.



11. Маяк на маленьком острове у входа в Югорский Шар, за ним широкая 10-километровая водная преграда, а на заднем плане далёкий берег Вайгача.







13. Берега пролива сложены мощными пластами слоистых пород.



14.



15. У берега спрессованные льдины образуют мощные торосы.



16.



17. После перевода маяка с дизельного на атомное топливо (и впоследствии на солнечные батареи), домики обслуживающего персонала стали ненужными.



18. «Жилсоюз» - гласит клеймо на кирпиче.



19. На противоположном вайгачском берегу вход в пролив указывает маяк, расположенный на мысе Канин. По водной поверхности пролива, повинуясь мощнейшим течениям, движутся льдины. Удивительно смотрится – практически как ледоход в низовьях могучего Енисея!

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!


21.



22.



23. В своё время Ярасельский маяк был важнейшим стратегическим сооружением – об этом напоминают полуразрушенные дзоты, окопы, блиндажи охраны…



24.



25.



А сейчас переместимся на 10 километров западнее – в то место, где на берегу Югорского Шара установлен новый знак географической границы Европы и Азии. С географической точки зрения существует несколько вариантов трактовок границы между частями света – согласно одной из них, она выходит на берег Ледовитого океана по старому, сильно разрушенному кряжу Пай-Хой, тянущемуся на 200 километров от северной части Полярного Урала до пролива Югорский Шар. В том месте, где останцы кряжа выходят на побережье, и установлен знак «Европа-Азия».

26. Старый знак стоял на территории недействующей ныне станции «Югорский Шар», а новый был совсем недавно восстановлен в нескольких километрах западнее – причём одну из главных ролей в этом сыграли наши амдерминские ребята.



27. А пролив Югорский Шар делает большую петлю и тянется далее на запад – там, далеко за поворотом, находится выход в Баренцево море. Повинуясь мощным течениям, по водной глади движутся льдины, по берегам видны далёкие пирамидки маяков. Очень суровое, но очень сильное место!



28. Вайгач – далёкий, таинственный и недосягаемый… Очень хочется побывать там в будущем – эту серьезную экспедицию ребята организуют один раз за лето. Переправляются на моторках через Юшар, а дальше – пешком с рюкзаками и палатками. На Вайгаче, возможно, нет такой яркой красоты как на Байкале, Камчатке или ещё в иных местах – там другое: Арктика, тундра, скалы, простор, легенды древних ненецких племён, останки древних цивилизаций… Надеюсь, когда-нибудь я там побываю, а пока завороженно любуемся Вайгачом через пролив…



29. В районе знака «Европа-Азия» берег пролива необычайно живописен, да и погода разыгралась как раз вовремя!



30.



31.



32. Особенно поражают эти слоистые сланцевые скалы! Как будто рукой вытесаны!



33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!


41.



42.



43.



44. Напоследок фотографируемся на память и кладём к основанию знака записочку о том, что мы тут побывали…. Дима и Славик.



45. Сергей и его несравненная Машка.



46. Мы с Олей.



47.



48. И общее фото напоследок. :)



Не хочется уезжать – даже жалко, что в эту вылазку мы не очень надолго на берегу Югорского Шара. А вот если идти на Вайгач через год с палатками – там да, совсем другое погружение! Соберусь, не соберусь – время покажет, и в любом случае, это дело будущего – а сейчас пора возвращаться в Амдерму. В этом же путешествии именно Югорский Шар оставил самое яркое впечатление от маршрута. Желаю и всем читателям там когда-нибудь побывать! :)
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Амдерма. Водопад Ближний




Сегодня мы посетим водопад Ближний – очень красивое местечко, расположенное примерно в часе ходьбы от Амдермы. Почему Ближний? Просто потому, что в окрестностях Амдермы существует и еще один более крупный водопад – но он далеко и туда просто так не сходишь. Поэтому этот, который рядышком, и называют Ближним.

1. Над Амдермой проходит трасса воздушных судов между Москвой и Дальним Востоком. Самолёты из Москвы на Дальний Восток летят, как правило, в ночь, а вот обратный путь проходят днём – как и этот борт «Трансаэро».



2. Желтовато-зелёная тундра. И синее северное небо…



3.



4. Водопад Ближний находится на ручье, впадающем в речку Амдерминку. Сворачиваем с дороги, еще несколько сотен метров, и мы у цели.



5. У водопада скопилось несколько подтаявших глыб снега разных причудливых форм. Самая большая из них напоминает слона.



6.



7. Водопад и окружающие его скалы необычайно живописны.



8.



9.



10. Пока мы гуляем вокруг водопада, подыскивая наиболее живописные ракурсы, в небе разгорается нешуточное противостояние – расположенные друг напротив друга скалы облюбовали для своих гнездовий канюк и группа казарок. Один должен уйти – считает канюк и, позабыв даже о собственном гнезде, с протяжным криком, раз за разом стремительно пикирует на неприятеля. Но казарки успешно отбивают натиск.



11.



12.



13.



14. А мы тем временем поднялись по склону и любуемся великолепными видами водопада и глубокой долиной ручья.



15.



16.



17.



18.



19.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
20. Гнездовья казарки белощекой совсем рядом, но птицы не обращают на туристов никакого внимания – им куда актуальнее присматривать за соседом-канюком.



21.



22.



23.



24. И снова – водопад, скалы, тундра чуть облачным арктическим днём. В сегодняшних фотографиях преобладают мягкие цвета – зелёный, бежевый, тёмно-серый….



25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



33. В конце мы с Димой по очереди аккуратно подлезли по почти отвесным сыпучим валунам к гнезду канюка, который так увлёкся войной с казарками, что, похоже, позабыл про собственное семейство. Хорошо ему, что мы с миром! :)



А серия моих постов про Амдерму и окрестности потихоньку приближается к концу – в следующем материале уже не будет какой-либо насыщенной информации. Мы просто ещё раз напоследок полюбуемся пейзажами Арктики ослепительным полярным днём…
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Прощальная «королевская» ночь в Амдерме




В далёком детстве многие из нас в пионерлагерях, походах или просто разных путешествиях, любили устраивать «королевскую ночь» – в последний вечер перед возвращением не спать до утра, гулять, петь песни у костра, веселиться, чтобы оставить о завершающейся поездке самые светлые и яркие воспоминания. Мы стали взрослыми, но хорошие душевные путешествия и сейчас порой хочется продлить как можно дольше – поэтому в последний вечер мы не торопились спать, а до глубокой ночи бродили по берегу Карского моря, стараясь напоследок вдоволь «надышаться» красотой арктического побережья. И погода сделала всё для этого – то напускала лёгкий таинственный туман, то играла яркими красками незаходящего ночного солнца, переливавшегося в плывущих по воде причудливых льдинах. Такой мы и запомним Арктику в этот раз…

1. Вода как зеркало – и ни дуновения ветерка.



2.



3.



4. Льдины…



5.



6.



7. Амдерминский аэропорт в лучах ночного солнца.



8. Снимок с портовой вышки.



9. Тучи уходят, и ночное солнце начинает играть тысячами оттенков. Сколько сейчас времени – час, два, три ночи? Да какая разница! :)



10.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17. В этом путешествии мы так и не встретили живого белого медведя – наверное, оно и к лучшему. Но одна из льдин была так похожа на его силуэт!



18. А чуть дальше из арктического тумана выглядывал грозный тиранозавр. Кого только не лепит природа изо льда!



19. В три ночи солнце стало подниматься всё выше и выше, и скоро засияло уже совсем ярко. Предыдущий день так и не закончился, а уже начинается новый. И так оно два месяца – с конца мая по конец июля.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Полёт на Ан-2 из Амдермы в Нарьян-Мар




Обратный путь из Амдермы будет несколько другим, чем путь туда – малой авиацией до Нарьян-Мара, а оттуда прямой борт до Москвы. Изначально на плече Амдерма – Нарьян-Мар предполагался вертолёт Ми-8, но потом на этот день, помимо вертушек, было назначено два дополнительных более ранних рейса Ан-2, которые летят без промежуточных посадок в мелких поселениях. Это быстрее и лучше - поэтому кассир аэропорта и посадила нас на Ан-2.

1. Билеты на рейсы малой авиации продаются строго утром в день вылета. Их просто выписывает кассир аэропорта – один из самых важных людей на Амдерме. Ведь именно от неё зависит, улетишь ты сегодня или не улетишь. :)



2. Крошечный арктический аэропорт – удивительное ретро!



3. Приобретя билеты, мы воспользовались гостеприимством начальника аэропорта, который пригласил нас посмотреть его кабинет.



4.



5.



6.



7.



8. А потом пришло время готовиться к вылету. Аэропорт Амдерма – не «Шарль де Голль» и не «Дж. Ф. Кеннеди» - тут каждый борт встречает лично начальник аэропорта! :)



9. Один за другим пришли два самолёта с Большой земли. Они привезли геологов.



10. По лётному полю важно, словно шериф из американского вестерна, расхаживает начальник местного пограничного поста. Это тоже очень большой человек в этих местах. Он встречает каждый самолёт и лично проверяет у каждого пропуска и документы.



11. По аэродрому по-хозяйски идёт седовласый пилот одного из Ан-2. Очень простой, добрый и приятный человек, он всю жизнь водит «кукурузники» суровыми арктическими трассами. Для него эти места родные – он тут всех знает и, естественно, все знают его.



12. Геологи и студенты направляются к аэропорту – им предстоит долгая и интенсивная полевая работа в тундре.



13. Вскоре вслед за Ан-2, прилетели и вертушки.



14. А мы проходим в самолёт.



15. Занимаем места, идём на взлёт и машем Амдерме крылом напоследок.



16.



17.



18. Ан-2 летит низко, тундра видна как на ладони!



19. Вдали, на самом горизонте, виднеется пролив Югорский Шар и остров Вайгач.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
20. Берём южнее, проходим мыс Бельковский нос и устье речки Коротайка, впадающей в Баренцево море несколькими рукавами.



21.



22. Ан-2 арктических линий – это вам не какой-нибудь пафосный 747-й Боинг. Хочешь посмотреть и пофотографировать кабину - пожалуйста! :)



23. Самолёт следует заданным курсом – можно чуть передохнуть, передать штурвал сидящему справа молодому пилоту и почитать газетку. :)



24. Ан-2 на эшелоне.



25. Тем временем в салоне – мы летим против сильного встречного ветра, поэтому наш путь до Нарьян-Мара будет долгим: целых три часа полёта. Многие кемарят.



26. Над просторами Баренцева моря.



27.



28. Ближе к Нарьян-Мару самолёт вошёл в пелену облаков, и последний час полёта проходил в сплошной облачности.



29. Наконец, мы приступили к снижению, и показалась земля.



30. Заходим на полосу, садимся и вскоре останавливаемся рядом с другими собратьями по арктической малой авиации.



31.



32. На память сфотографировался с нашим замечательным пилотом и его славным железным другом, вместе с которым он вот уже который десяток лет работает на арктических трассах.



Ан-2 – не А380 и не Боинг 747, в нём нет роскошных бизнес-классов и вышколенных стюардесс, его редко встретишь в больших мегаполисах и на ярко освещённых полосах гигантских аэропортов. У него другая планида - его работа неброская, рутинная, но очень трудная и порой жизненно важная. Удачи ему! :)
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Нарьян-Мар вчера и сегодня




Нарьян-Мар - столица Ненецкого автономного округа. Город расположен в 110 километрах от побережья Баренцева моря в низовьях реки Печоры, одной из самых крупных и малозаселённых рек европейской части России. Нарьян-Мар – достаточно далёкий и изолированный город – он пока не связан капительными дорогами с остальной дорожной сетью России, а до ближайшей железнодорожной станции Усинск здесь 350 километров по зимнику. Первые поселения в этих местах были основаны очень давно - ещё с XII века. В 1499 году в окрестностях нынешнего Нарьян-Мара возник острог и город Пустозерск, один из форпостов освоения Сибири и Севера. Нынешний же Нарьян-Мар («Красный Город») был основан в 1931 году в связи с открытием здесь Печорского порта, основной специализацией которого на тот момент стал вывоз Воркутинского угля. В 90-х годах Нарьян-Мар, как и многие города Севера, стал потихоньку вымирать – но, в отличие от Амдермы, ему повезло: в начале XXI века в связи с масштабным освоением новых месторождений, в Ненецкий автономный округ пришла большая нефтегазовая индустрия, и это придало кардинально новый толчок развитию этих мест. Те, кто давно живёт в Нарьян-Маре, в один голос говорят, что город в 90-х и сейчас – это просто два разных города. Есть нефтегазовая отрасль – есть жизнь. А если нет – тогда, в самом худшем случае, Амдерма. К сожалению, это реалии очень многих наших удалённых регионов. В Нарьян-Маре жизнь есть. Давайте прогуляемся по городу и попытаемся сравнить Нарьян-Мар сегодняшнего дня и недалёкого прошлого.

1. На центральную площадь Нарьян-Мара выходят здания администрации Ненецкого автономного округа, администрации самого города и почтамт.



2. Администрация Ненецкого автономного округа располагается в симпатичном деревянном здании со шпилем.



3. А это почтамт, стилизованный под классическое ненецкое строение.



4. Неподалёку от центральной площади находятся две недавно построенных церкви и воскресная школа.



5.



6. Чуть в отдалении построена ещё одна церковь – для староверов.



7. Администрация города располагается в современном кирпичном здании.



8. От главной площади расходятся несколько улиц – одна из них пешеходная, ведущая в районы, где сохранилась историческая деревянная застройка города.



9. А в другом направлении идёт Аллея Героев.



10.



11.



12. За памятниками воинам Великой Отечественной войны находится памятник погибшим в Афгане, Чечне и других, как их принято называть, локальных конфликтах.



13. И ещё один интересный памятник – ненецким оленно-транспортным батальонам, которые в период Великой Отечественной войны занимались перевозкой грузов на оленях в Мурманской области и Карелии.



14. Большую роль в перевозке грузов в годы войны сыграл и расположенный в Нарьян-Маре Печорский морской порт.



15. Осмотрев центральную часть города, прогуляемся до порта, которому Нарьян-Мар и обязан своим появлением. Неподалёку от пристани находится памятник Пустозерску, крупному городу и острогу, располагавшемуся примерно в 25 километрах от нынешних границ Нарьян-Мара. Город был основан в 1499 году, был одним из важнейших форпостов освоения этих мест, но со временем утратил своё значение и окончательно был оставлен в 1960-х годах. На останки старого города при случае очень интересно съездить.



16. Печорский порт доступен для морских судов, заходящих сюда с Баренцева моря. Есть здесь и пассажирский павильон. По Печоре существуют пассажирские перевозки, связывающие крайне немногочисленные поселения вдоль этой пустынной реки со столицей Ненецкого автономного округа.



17. Пассажирская пристань Нарьян-Мара – на пассажирских перевозках по Печоре работают три судна: «Ю. Россихин», «Пустозерск» и «Ясавэй».



18.



19.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
20. Мостов через Печору нет, и для переправки транспорта через реку используются паромы летом и ледовые переправы зимой.



21.



22. На одном из зданий недалеко от порта находится памятная доска первым полярникам.



23.



24. Изначально Нарьян-Мар был практически полностью деревянным – основным типом зданий были примерно такие двухэтажные дома, состоящие из нескольких квартир, а также бараки. В последнее десятилетие, после прихода сюда нефтегазовой отрасли, в Нарьян-Маре стало стремительно строиться новое современное жильё, а старые дома начали сноситься. Сейчас их осталось не так много, и многие краеведы борются за то, чтобы часть старой деревянной застройки сохранить – наподобие улицы Чумбаровка в Архангельске.



25.



26.



27. А теперь посмотрим Нарьян-Мар сегодняшнего дня. Это современный благоустроенный 25-тысяный город с магазинами, супермаркетами, школами, гостиницами, кинотеатрами, отличными ресторанами, стадионами и крытыми спортивными комплексами. Здесь есть всё для нормальной жизни человека – в городе много вахтовиков, командировочных, управленческого персонала нефтегазовой отрасли, попадается и довольно много иностранцев, участвующих в совместных нефтегазовых проектах. Нарьян-Мару повезло: есть нефтегазовая отрасль – есть жизнь.



28.



29.



30.



31.



32.



33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!


Во второй день, перед вылетом в Москву, мы немного покатались в окрестностях в компании Юрия, руководителя одной из местных турфирм, занимающейся развитием туризма в Ненецком автономном округе. Он рассказал очень много интересного про этот край и различные варианты возможных будущих путешествий – до этой поездки я мало что знал про Ненецкий автономный округ, а оказывается здесь много интересного: и природа, и культура ненцев, и различные варианты зимнего отдыха, и очень зацепившая меня возможность провести несколько дней в необычайно красивых заповедных шхерах Баренцева моря. И всё это при желании очень легко организовать.

41. Напоследок же мы с Юрием заехали сначала на берег Печоры в окрестностях города.



42.



43. Затем на живописную речку Куя, один из притоков Печоры, излюбленное место отдыха жителей Нарьян-Мара.



44.



45.



А после этого пришла пора возвращаться… Аэропорт, два часа на ютэйровском «Боинге», и Москва. Было очень интересно провести 10 дней на Крайнем Севере в разгар лета и посмотреть массу совершенно новых неизведанных мест и регионов России. А лето продолжается! :)
 

МихМих

Модератор
Модератор
С нами с
2 июл 2007
Сообщения
1.718
Репутация
1.805
Возраст
59
Откуда
мск
Ахренеть!!!! :eek: Я не в курсе кто такой Андрей Урицк, огромная ему конечно признательность за этот экскурс в Север. Но, не совсем понимаю, для подобного мега повествования с мега иллюстрациями и экскурсами в историю, у него что на каждом этапе был экскурсовод или откуда такая масса информации о посещенных местах ??? После подобного труда, вам Виталь о Северах осталось только писать да фоткать что да как сегодня клевало ;) :D
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Миш, всю информацию он почерпнул от нас...есть правда некоторые неточности у Андрея, но я не стал править...пусть будет так как есть...Безусловно группа везде ходила с нашим гидом - Димой...
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Да и Андрей не везде побывал... Пять дней в Амдерме всё же не тот срок, что бы всё посмотреть....
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
А по поводу клевало....я попытаюсь описать рыбалку в этом году..... может кому то будет полезно в плане подготовки к поездке в следующем году. Да и Макс обещал по приманкам отчётик написать....
 

Майдан

Модератор
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
8.886
Репутация
6.785
Возраст
58
Откуда
Москва
Поддерживаю, Михалыча. Экскурс охренительный. МоГёт парень и сфоткать и рассказать!!!
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.739
Репутация
8.165
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Полностью согласен, замечательный отчёт.....
 
Сверху