Десять дней в гостях у Арктики

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Отчёт Андрея Урицк, побывавшего в туре "Гостевой", организованного нами в конце июня 2014 года. Его страничка в ЖЖ http://uritsk.livejournal.com/ загляните, там есть что посмотреть и почитать....время не зря убьёте.....



В самые длинные дни лета-2014 в замечательной компании xelga1476 вырвались на 10 дней туда, где не заходит солнце – побывали в очень-очень далеких, труднодоступных и необычайно красивых местах побережья Карского моря и пролива Югорский Шар, а заодно навестили древний Архангельск и столицу Ненецкого автономного округа город Нарьян-Мар.
 
Последнее редактирование:

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!


Мы прилетели из Арктики только сегодня вечером, и для того, чтобы разобрать фотографии и подготовить целостный отчёт потребуется некоторое время. Но чтобы читателям было интересней ждать, приведу первую подборку фотографий из путешествия – буквально по одному-два фото каждого из его основных эпизодов. По поводу отсутствия комментариев к фото сейчас – ни минуты не переживайте: когда речь дойдёт до конкретных частей отчёта, всё будет расписано очень подробно. А это – первый фотоматериал, практически сойдя с крыла.










 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!


Являясь достаточно разноплановым путешественником с точки зрения стиля своих поездок и их географии, я тем не менее совершенно согласен с куплетом, гласящим, что если полюбишь север, то разлюбить его уже не получится. Мне доводилось бывать во многих интересных северных (а также и диаметральных им крайне южных) полярных местах, и при случае с удовольствием расширяю географию своих поездок в этих направлениях. Поэтому, когда в декабре Оля предложила в разгар лета-2014 съездить посмотреть наш арктический регион в районе Амдермы, то я сразу же согласился. Амдерма – крошечный, сейчас почти брошенный и изолированный посёлок на берегу Карского моря. Постоянно там проживает всего около 400 человек. Подробнее про саму поездку я еще расскажу, а в этом небольшом посте мне бы хотелось коснуться нескольких практических вопросов путешествия в те края.

1) Хотя места эти очень суровые и отдаленные от основных цивилизаций, попасть в Амдерму не так сложно – из Архангельска транзитом через Нарьян-Мар раз в две недели по субботам летает Ан-24 компании «Нордавиа», билеты на который легко купить по интернету. Также раз в две недели по субботам (вразбежку с теми субботами, когда летает Ан-24) осуществляются рейсы малой авиации по маршруту Амдерма – Нарьян-Мар, выполняющиеся вертолетами Ми-8 и самолетами Ан-2. На эти рейсы заранее билеты купить нельзя – только непосредственно утром перед вылетом в кассе крохотного аэропорта Амдермы. Впрочем, как показывает практика, места на эти рейсы почти всегда есть. Зимой, в период полярной ночи (примерно с октября по март), Ан-24 не летает, рейсов Ан-2 и вертушек также становится намного меньше, и Амдерма оказывается практически изолирована от Большой земли. Но сейчас речь идет о летнем периоде – а летом добраться до Амдермы (и соответственно выбраться оттуда) можно раз в неделю – если конечно погода позволит и самолёт полетит. :))))

2) Всё Арктическое побережье России от Мурманской области и до Чукотки является закрытой пограничной зоной, и чтобы попасть туда, нужно оформлять пограничные пропуска в соответствующих органах. Погранпропуска в Амдерму оформляются в органах ФСБ Архангельска либо Нарьян-Мара. Для граждан России делаются они несложно, для иностранцев – посложнее, но если цель поездки туристическая, то проблем тоже обычно не возникает.

3) Летом на Карском море бывают теплые деньки, но в любом случае нежарко, а порой и откровенно холодно. Изредка бывает и +20, но может быть и -5 со снегом и пронизывающим ветром. А в основном – от нуля до десяти тепла. Погода очень переменчива – всё меняется буквально за какие-то минуты. Поэтому одеваться туда нужно как в зиму – абсолютно безо всяких скидок. Зимняя куртка, штаны, термобельё, шапка, перчатки, шерстяные носки. Оптимальная обувь – трекинговые либо горные ботинки. А для тундры обязательно резиновые сапоги – там всё лето очень много воды.

4) Дорог в тех краях нет на сотни, а порой и тысячи километров - за пределами Амдермы самое надёжное средство передвижения – это гусеничный вездеход. В ближайшие окрестности посёлка народ иногда ездит на квадроциклах. На машине по тундре не проехать.

5) Царь Арктики – это не человек, а белый медведь. Встречи людей с белыми медведями случаются с завидным постоянством и нередко заканчиваются трагически. Поэтому идти на побережье, а также в тундру, прилегающую к берегу моря, без оружия небезопасно. Да и наличие ружья – отнюдь не панацея при встрече с одним из самых страшных хищников планеты. Местные привыкли жить в таком соседстве – они не боятся белых медведей, но очень уважают их и более-менее знают как себя вести при встрече (хотя, медведь непредсказуем, и нередко человек для него – просто еда). Заезжие туристы, разумеется, непривычны к таким суровым реалиям, поэтому в прибрежную тундру лучше ходить с местными и с ружьём.

6) Путешествие в Амдерму можно организовать и самостоятельно, но учитывая удалённость, ряд суровых особенностей тех мест, а также необходимость делать погранпропуска, простому туристу это может быть довольно сложно. И в любом случае, практически каждому туристу при путешествии будет крайне полезна поддержка кого-то из местных, знающих те места людей. Или хотя бы их практические советы.

7) Хоть я и люблю самостоятельные путешествия, но в тех местах для среднестатистического путешественника это довольно сложно. Не сочтите за рекламу, но проще и надежнее всего посмотреть те края в рамках организованного тура. Туризм в крошечной Амдерме и окрестностях представляет туристическая компания «ArcticTour» ([URL]http://arcticatour.com/)[/url]. Это не турфирма в привычном понимании этого слова – компанию организовали несколько человек, которые либо родом из Амдермы, либо просто много лет жили и работали в Сибири и районах Крайнего Севера. Директор этой фирмы Виталий Викторович – геолог с многолетним стажем, проведший несколько десятилетий в полевых условиях Севера, а его напарник Дима – коренной житель Амдермы, родившийся там и проживший в поселке до 16 лет. Сейчас он живет в Архангельске и приезжает в Амдерму с сыном Славиком на летний период. Виталий Викторович с Димой в основном сами и работают с туристами на маршрутах, плюс иногда им помогают еще несколько местных ребят, живущих сейчас в Амдерме постоянно (на вездеходах, дальних маршрутах, плюс просто встретить-помочь). Вариантов туров и маршрутов в тех краях масса – и обзорные с базированием в Амдерме и однодневными вылазками, и сплавы по рекам, и охота-рыбалка с проживанием в палаточных лагерях, и (моя мечта на следующий год) – серьезный 10-дневный пеший поход на остров Вайгач. Все ребята из «АрктикТур» очень надежные, приятные и компанейские, так что если хотите съездить в организованное путешествие в те места с ними – не сомневайтесь и смело езжайте! Да и в целом народ в тех местах хороший.

8) Изначально мы ехали с Олей вдвоём, но ближе к делу на наши даты нашлись и еще желающие – девушка Вероника из Москвы и пожилая пара из Самары – опытные походники и спелеологи-любители. А в целом это путешествие оставило одно из самых ярких впечатлений за последнее время.
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!


Понятие «Русский Север» - скорее историко-культурное (характеризующее влияние и историческую зону распространения русской культуры и русского населения в северных регионах нашей страны), чем просто географическое. В разных источниках границы Русского Севера трактуются чуть по-разному, однако большинство сходится к тому, что Русский Север – это в первую очередь территория Архангельской и Вологодской областей, а также частично – республики Коми, Карелии и Мурманской области. В этих местах у меня ещё достаточно неисследованных «белых пятен», поэтому возможность перед отлётом в Арктику побывать в Архангельске пришлась очень кстати. Мы провели здесь один полный день и две ночи – днём покатались по окрестностям, а вечерами и совершенно светлыми июньскими белыми ночами гуляли по самому городу.

Прилетели из Москвы вечером, пока разместились - стало уже совсем поздно: но мы на севере в самые длинные дни лета, когда здесь совсем светло и при желании можно гулять хоть круглые сутки.

1. Архангельск – крупный речной и морской порт в устьевой части Северной Двины, в том месте, где она начинает делиться на рукава перед впадением в Белое море. Мы с Олей – большие любители речных и морских путешествий, поэтому начнём традиционно с порта. Сейчас лето, и ледоколы тихо-мирно стоят у причала – период их работы в северных акваториях начнётся намного позже, осенью.



2. «Диксон» - самый мощный ледокол местного порта. Зимой он выполняет проводки судов по Белому морю в порт Архангельск, а также выполняет работы по буксировке и обслуживанию буровых вышек в Баренцевом море. Сейчас он тоже отдыхает.



3. Здание архангельского морского вокзала белой ночью.



4. Первая белая ночь выдалась довольно пасмурной – лишь перед самым заходом солнечные лучи ненадолго показались из-за горизонта и заиграли в куполах строящегося на набережной храма Архангела Михаила.



5. Ненадолго подсветились розовым и нависшие над Северной Двиной облака. А после этого солнце скрылось за горизонтом. Архангельск расположен всего на 230 километров южнее Полярного круга, поэтому солнце тут лишь совсем ненадолго заходит за горизонт, и даже после его захода светло как днем.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
6. Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Северную Двину с вертикально-подъемным судоходным пролетом. Этот первый мост через Северную Двину в Архангельске был открыт в 1964 году, называется в народе «Старый мост» и связал расположенный преимущественно на правом берегу Двины Архангельск с центральной частью России. До его постройки в городе использовалась паромная переправа – летом и ледовая переправа – зимой.



7. Памятник Петру на набережной, хорошо знакомый нам по 500-рублевой купюре.



8. Мы хорошо погуляли первой ночью, но по сравнению со следующей ночью, абсолютно ясной, гораздо более яркой и красивой, фотографии получились довольно серыми. Поэтому ограничусь лишь еще одной фотографией – площади Ленина, центральной площади Архангельска. На неё выходят фасады административных зданий, а главной доминантой площади (да, пожалуй, и всего города) является построенная в 1983 году 24-этажная высотка, которая называется «Здание проектных организаций». Сейчас здесь располагаются офисы, студии большинства городских радиостанций, а на возвышающейся над зданием мачтой установлено радиооборудование.



Архангельск находится в начале дельты Северной Двины на обоих её берегах и нескольких островах. Единственным островом, не связанным с остальными частями города мостом, является Кегостров. Расположенный на Кегострове небольшой одноименный посёлок административно входит в городскую черту и связан с остальными частями города паромной переправой. Пассажирское сообщение между Кегостровом и центральной пристанью Архангельска осуществляется на теплоходе «Балхаш», отметившем в этом году своё 70-летие. Теплоход отправляется на Кегостров в среднем раз в час. Мы не будем гулять по Кегострову, а просто совершим небольшую прогулку по реке туда и обратно.

9. Речной фасад Архангельска погожим июньским вечером. Очень красиво смотрятся с реки строящийся храм Михаила Архангела, морской вокзал с пришвартованными ледоколами и «Старый» мост.



10. Танкер «Капитан Першин» на рейде Северной Двины.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
11. Ещё один взгляд с реки на город.



12. Переправа через Северную Двину занимает минут 15. Швартуемся у пристани Кегострова.



13. Утром основной поток пассажиров направляется с острова в город, а вечером, соответственно, наоборот – все едут домой. Теплоход встречают машины и курсирующий по острову местный рейсовый «Пазик».



14. «Балхаш» стоит на острове минут 10 – есть чуть-чуть времени, чтобы выйти на бережок. Кегостров находится между Никольским рукавом дельты, который отделяется от Северной Двины непосредственно выше острова, и основным речным руслом. Пассажирская пристань расположена на берегу Никольского рукава.



15. Старичок «Балхаш» - заслуженный ветеран Северной Двины.



16. Неподалеку на острове установлены навигационные знаки для заходящих в устье Северной Двины морских судов – острова дельты низкие, и их хорошо видно со стороны моря.











 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Я не фотографировал экспозиции – мне хотелось их просто посмотреть. Отмечу лишь, что основные тематики музея – история русского судоходства на Белом море от поморов и до наших дней, а также история освоения Русского Севера и Арктики. Мне также запомнились залы, посвященные атомным подводным лодкам и их колыбели – Северодвинскому заводу «Севмаш». А ещё одна очень интересная экспозиция Архангельского морского музея посвящена истории маяков Белого моря. Словом, хороший музей - если вам интересна морская тематика, советую посетить!



23. Наиболее популярной туристической улицей Архангельска является проспект Чумбарова-Лучинского, называемый в народе просто Чумбаровкой. Центральная часть проспекта сейчас превращена в пешеходную зону и знаменита своей исторической деревянной застройкой конца XIX – начала XX века, частично перевезенной из других городских районов. Когда-то весь Архангельск был таким – сейчас старые деревянные дома постепенно заменяются современным жильём, но наиболее интересные из них сохранились здесь, на Чумбаровке.













Возле площади Ленина находится символический нулевой километр архангельских дорог, на котором указаны расстояния от Архангельска до Москвы, Петербурга, Владивостока, Соловецких островов, Каргополя, Северодвинска, Мезени, а также административно входящих в Архангельскую область российских арктических архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
А теперь насладимся белой ночью! Время - начало двенадцатого, но солнце только-только клонится к горизонту. Фантастически красиво смотрится в закатном свете монумент в форме ладьи, установленный к 400-летию Архангельска на берегу Северной Двины в месте основания города – на мысе Пур-Наволок.





35. Полуночный закат над Северной Двиной.







Памятник архангелогородцам, погибшим в Великой Отечественной войне.





Напротив мемориала расположен еще один очень необычный памятник, связанный с Великой Отечественной – памятник Тюленю, спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда. Во время войны Архангельск перевозил тысячи тонн продовольствия для страны, но сами горожане голодали – норма выдачи хлеба лишь немного превышала пайку в блокадном Ленинграде. В те тяжелые годы мясо и жир добытых тюленей спасли жизнь многим архангелогородцам, а также жителям Ленинграда, куда доставлялись по «Дороге жизни» через замерзшую Ладогу.



После полуночи солнце на два с половиной часа уходит за горизонт, но закатные краски не покидают небо – всю ночь светло как днём.



 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Неподалеку на набережной находится Успенская церковь – одна из самых высоких и красивых в городе.



Мы движемся по набережной в сторону Соломбалы – отделенного рукавом Кузнечиха ещё одного островного района Архангельска. Здесь на набережной установлен памятник Николаю Кузнецову – адмиралу флота Советского Союза, уроженцу Архангельской земли.



Ниже по течению от русла Северной Двины отделяется правый рукав Кузнечиха, за которым находится Соломбала, связанная с центральной частью Архангельска Кузнечевским мостом. Соломбала – портовый район Архангельска, в котором располагаются доки, судостроительные и судоремонтные заводы и еще ряд предприятий. Вообще, интересные тут названия – Соломбала, Маймакса… И говор у архангелогородцев тоже очень интересный, хотя по сравнению, скажем, с началом двадцатого века он сейчас и не столь ярко выраженный конечно.



В заключение – фотография Троицкого проспекта, главной улицы Архангельска, белой ночью. Машины едут с фарами, но буквально через полчаса купола Архангельского собора заиграют бликами солнца, появившегося из-за горизонта уже в самые первые предутренние часы.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Окрестности Архангельска



Покрытые густыми лесами бескрайние просторы Русского Севера хранят в себе бесчисленное множество уникальных самобытных уголков и памятников древнерусской культуры – какие-то из них легко посетить, а для посещения некоторых, наиболее спрятанных и отдалённых, требуется снаряжение специальных экспедиций. Но в этом путешествии у нас был на Архангельск и окрестности всего один полный день, поэтому этот и следующий посты будут посвящены некоторым интересным местам в ближайших окрестностях Архангельска, куда можно съездить, потратив всего несколько часов.


Всего в восьми километрах от Архангельска на левом берегу Северной Двины находится село Заостровье, где сохранились две церкви – белоснежный с голубыми куполами Сретенский храм начала XIX века и уникальная деревянная Покровская церковь 1686 года, образующие единый и очень красивый ансамбль.



День выдался погожим и ослепительно солнечным. Основные цвета Русского Севера – голубой, насыщенно-синий, ярко-зелёный и коричневый. Именно эти цвета будут доминировать практически на всех сегодняшних фотографиях.



Всё-таки у каждого региона есть свои традиции в области архитектуры и, скажем, храмовые ансамбли северных регионов отличаются внешне от храмов юга России плюс здесь, как нигде более, сохранились до наших дней уникальные образцы русского деревянного зодчества. Необычайно красиво смотрятся эти две церкви в Заостровье!

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
А сейчас вернёмся на правый берег Северной Двины и направимся чуть выше по её течению, где посмотрим ещё один интересный, сохранившийся до наших дней церковный ансамбль в селе Лявля. По пути делаем незапланированную остановку на берегу – на рейде Северной Двины напротив Новодвинска и Архангельского ЦБК стоял теплоход 305-го проекта «Адмирал Кузнецов».



Двухпалубные суда этого проекта были построены в начале 1960-х годов в Венгрии и работали в основном на водных путях Волжского и Донского бассейнов на различных пассажирских линиях. В 1990-е часть судов такого типа была списана, часть – переоборудована для работы на коротких прогулочных маршрутах, а многие модернизированы и выполняют сейчас многодневные речные круизы из Москвы и других городов. Теплоход «Адмирал Кузнецов» (до 2002 года – «Индигирка») принадлежал Северному пароходству и многие годы работал на Северной Двине, осуществляя пассажирские перевозки по маршруту Архангельск – Котлас. В период с 1996 по 2001 год он был выведен из эксплуатации, затем с 2002 по 2006 годы снова работал на линии Архангельск – Великий Устюг – Котлас, а затем снова был выведен из работы и в течение последних 8-ми лет находился в затоне города Котласа. В 2014 году судно было продано, его перегнали в Архангельск и начали подготовку к дальнейшему перегону через Белое море и Беломорско-Балтийский канал в Волжский бассейн. Будет интересно наблюдать за его дальнейшей судьбой. А в этот раз нам посчастливилось сделать одну из последних его фотографий на родной Северной Двине.

Красиво у реки – в высоком ярко-синем северном небе плывут облака.



Памятный знак в виде ладьи у въезда в Архангельск.



Красивая река Северная Двина! Остановились на высоком правом берегу полюбоваться речными пейзажами – и снова характерные для севера цвета: ярко-синий, сочно-зелёный, желтоватый, голубой и чуть-чуть буро-коричневого. Очень красивые, мягкие оттенки!



Пушистые облака подсвечены ярким солнечным светом.



В селе Лявля, как и в Заостровье, где мы побывали до этого, находятся две церкви – каменная Успенская церковь 1804 года постройки и уникальная деревянная Никольская церковь 1589 года.



В заключение этого поста хочу еще чуть-чуть остановится на некоторых маршрутах по Русскому Северу. Моя старинная и первоначальная, если так можно выразиться, «специализация» как путешественника – речные круизы. Поэтому начнём с них.

По Северной Двине, как правило, один или два раза в навигацию выполняются очень интересные и красивые речные круизы на уникальном колёсном пароходе «Н.В. Гоголь» по маршруту Архангельск – Котлас – Архангельск недельной продолжительности. Пароход «Н.В. Гоголь» был построен для Северного пароходства в 1911 году на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде, несколько раз капитально реставрировался и на данный момент является, пожалуй, единственным действующим колесным пароходом в России. К сожалению, время от времени из-за малой загрузки туристами либо низких уровней воды на Северной Двине эти круизы отменяются (как, например, не состоялся планировавшийся круиз в навигацию-2014) - тем не менее, такие круизы существуют, многие мои знакомые ходили на «Гоголе», и я тоже надеюсь в будущем выбраться в это путешествие.

Северная Двина образуется слиянием рек Сухона и Юг. По левой составляющей Северной Двины реке Сухоне вплоть до 2012 года тоже существовали речные круизы – небольшой каютный теплоход «Николай Яковлев» выполнял недельные круизы из Вологды в Великий Устюг и Котлас с очень интересными стоянками в глубинках Русского Севера. Были и у него и более редкие маршруты – в навигацию-2012 в рамках экспериментального круиза «Яковлев» поднялся по притоку Северной Двины реке Вычегде до столицы республики Коми города Сыктывкара. Работал «Яковлев» и на Северодвинской шлюзованной системе, соединяющей бассейн Северной Двины с Волго-Балтийским каналом. Впрочем, сейчас этих круизов уже нет, и теплоход «Николай Яковлев» осуществляет лишь в основном короткие корпоративные прогулки.

По Русскому Северу возможна и масса других путешествий. Уникально древнее Каргополье, расположенное на границе Архангельской и Вологодской областей. А сам Каргополь, первое упоминание о котором датируется аж 1380 годом – один из самых древних городов Русского Севера. Ныне он расположен в глухой глубинке вдали от суеты и цивилизаций, что сохранило самобытность этих мест. Интересны и другие места Архангельской области – Мезень, Онега, Соловецкие острова, очень красиво побережье Белого моря, а еще я заинтересовался идеей поездки на живописный Кий-остров, расположенный в Белом море в 15 километрах от города Онега.

Словом, маршрутов по Русскому Северу масса, но в этот раз мы тут коротко, и заключительный пост про эту часть путешествия будет посвящён музею деревянного зодчества Малые Карелы, расположенному на правом берегу Северной Двины в 25 километрах к югу от Архангельска.
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Малые Карелы




В 25 километрах от Архангельска на крутом правом берегу Северной Двины находятся Малые Корелы – уникальный музей под открытым небом, где собраны более 100 различных деревянных строений из разных регионов Русского Севера.

На рубеже XIX-XX веков сельское население Архангельской области было значительно более многочисленным, чем в наше время. В XX веке в силу ряда причин и событий в нашей стране начался активный отток жителей в города, многие далёкие деревни становились либо совсем заброшенными, либо численность жителей в них уменьшилась в разы. Но эти далёкие уголки Русского Севера сохранили много уникальных памятников старины, быта и традиционной русской культуры – экспозиция музея деревянного зодчества Малые Корелы разделена на четыре сектора по тем местам, откуда были перевезены строения: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». Крестьянские и купеческие избы, амбары, ветряные мельницы, деревянные церкви перед перемещением сюда разбирались по брёвнам и заново собирались уже на территории музея-заповедника. Музей был основан в 1964 году, но его экспозиции продолжают обновляться – так, в настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы.

1. Для начала – несколько общих фотографий Малых Корел со стороны.



2.



3.



4.



5. Начнём с Каргопольско-Онежского сектора и ветряных мельниц.



6.



7.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
8. Дом-двор И.Е. Кириллова был перевезен в Малые Корелы из деревни Киселёво Каргопольского уезда и представляет собой типичный образец дома с двухрядной связью хозяйственной и жилой частей. Жилая часть дома представляет собой двухэтажный четырёхстенок под двускатной кровлей, на первом этаже которого расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже - две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз. Это типичная конструкция деревенских домов Русского Севера.



9. На главной площадке Каргопольско-Онежского сектора находятся колокольня и Вознесенская пятиглавая церковь 1669 года из древнего села Кушерека Онежского уезда. Кушерека было очень крупным селом, центром одноименной волости – к 1905 году население его составляло 1679 человек, в 1920 году было 1286, а сейчас – 11… К сожалению, такая же судьба постигла в XX веке многие деревни Севера.



10.



11.



12.



13. Шатровая колокольня из села Кулига Дракованова является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. Возможно, прообразом колоколен такого типа явились сторожевые башни, стоявшие в старину на подступах к городам и сёлам.



14. Пересекаем по мосткам болотистую ложбинку и оказываемся Двинском секторе.



15. Георгиевская шатровая церковь датируется XVII веком и была перевезена в музей из села Вершино Верхнетоемского района.



16. Дом-двор А.В. Щёголева 1826 года постройки был перевезен в Малые Корелы из деревни Ирта Яренского уезда Вологодской губернии. В жилой части дома находятся два жилых помещения: летняя и зимняя избы. Над избами прямо под крышей располагается светелка (летнее жилое помещение). Окна украшены наличниками в форме гребешков, а крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой.



17.



18.



19. Ещё один жилой дом XIX века – из деревни Семушинская Красноборского района.



20. Осмотрим внутренние помещения.



21. Вход-въезд в хозяйственную часть, традиционно для деревень Русского Севера располагавшуюся под одной крышей с жилыми строениями.



22. В заключение прогулки по Двинскому сектору посмотрим кузницу.



23. По соседству с Двинским расположены Пинежский и Мезенский сектора Малых Корел – здесь также представлены деревенские избы, ветряные мельницы, часовни, различные хозяйственные строения.



24.



25. Троицкая часовня датируется началом XVIII века и находилась в деревне Вальтево Пинежского района.



26. Переместимся в Мезенский сектор и немного отдохнём… :)

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
27. С крутого обрыва открывается замечательный вид на окрестные леса и луга, вдалеке просматривается широкая лента Северной Двины, за которой виднеется индустрия Новодвинска.



28.



29. Колодец-журавль.



30. На склоне расположены амбары и деревенские бани.



31. Фото на память.



32. Дом-двор Клокотова XIX века был привезён из деревни Заозёрье Лешуконского района и представляет собой настоящий шедевр деревянного зодчества.



33. Светёлка…



34. И разукрашенные наличники.



35. В заключение осмотрим ветряную мельницу-столбовку из деревни Целегора Мезенского района, после чего направимся к выходу.



Гуляя по музею-заповеднику Малые Корелы, невольно восхищаешься укладом, продуманностью и уровнем жизни деревень XIX века и невольно грустишь, что теперь это всего лишь история, и деревни сейчас вымирают. Но очень здорово, что все эти уникальные экспонаты из процветавших ранее, но прекративших своё существование старых деревень, сохранены и взяты под охрану – чтобы люди нынешние могли знать, что ещё несколько столетий назад нормальная жизнь была возможна не только в большом городе.
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Ан-24. Полёт на Амдерму




Амдерма сегодня – крошечный полузаброшенный посёлок на арктическом побережье Северного Ледовитого океана с населением всего около 400 человек. Но до чего удивительная штука – география! Поскольку в тех краях поселения невероятно редки и удалены друг от друга на сотни, а порой и тысячи километров, забытую богом Амдерму можно найти на практически любой карте мира! Есть там и аэропорт – причём отличный, способный принимать Ил-76, Ту-154 и другие типы самолётов. Долгие годы Амдерма была одной из крупнейших баз советской военной арктической авиации, одним из центров гидро- и метеорологического обеспечения Северного морского пути. В 1993 году военные были переведены в другие места, а вслед за военными потихоньку покинуло посёлок и почти всё гражданское население. Сегодня в Амдерму раз в две недели летает Ан-24 из Архангельска, выполняются рейсы малой авиации из Нарьян-Мара, плюс вертушки геологов и прочих заезжих специалистов, плюс иногда Амдерму используют как запасной аэродром, когда соседняя Новая Земля не принимает…


Тем, для кого авиация – это исключительно бизнес-класс роскошного «Боинга», наверное, неинтересно будет читать этот пост. Ведь в нём речь пойдёт о совсем другой авиации, а главным героем станет старенький Ан-24, неприметный трудяга региональных линий, и по сей день являющийся одной из самых славных и надёжных лошадок Крайнего Севера, несущий свою службу и в зной, и в метель, и в трескучий мороз, и в песчаные бури, и при штормовом порывистом ветре, и на раскисших весной в непроходимое болото грунтовых полосах крошечных аэропортов самых глухих закоулков нашей Родины. Такие непростые, а порой и экстремальные условия – его родная стихия, во многом для них он и создавался. Но сегодня никакого экстрима не будет - лето, тихий июньский денёк, мы покидаем Архангельск и с короткой промежуточной посадкой в Нарьян-Маре направляемся в Амдерму. Начинается главная часть нашего путешествия.

1. Рейс Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма выполняет Ан-24РВ бортовой номер RA-46667. Этот борт был построен в 1974 году на Киевском авиационном заводе и всю свою вот уже 40-летнюю карьеру эксплуатируется на Крайнем Севере, сначала в составе Архангельского объединенного авиаотряда «Аэрофлота», затем – в составе флота его наследника «Нордавиа». В 2013 году воздушное судно было передано Псковскому авиапредприятию, но по договоренности между авиакомпаниями продолжает выполнять рейсы «Нордавиа» из Архангельска.



2. Под добродушное жужжание моторов отрываемся от полосы и берем курс на север – а под фюзеляжем на прощание мелькнула широкая лента Северной Двины.



3. Первый сегмент пути, от Архангельска до Нарьян-Мара, занимает около двух часов. Внизу облачно.



4. Настроение у всех приподнятое, а обстановка в салоне весёлая и непринуждённая: почти все, кто летит с «Большой Земли» на Амдерму, - бывалые северяне, хорошо друг друга знают, болтают, смеются, шутят.



5. Два часа прошли незаметно – начинаем снижение.



6. Выныриваем из густых облаков: леса остались позади, а внизу теперь - бескрайняя тундра с блюдцами заболоченных озёр. Вот такой он – Ненецкий Автономный округ.



7. Ан-24 производит посадку в аэропорту Нарьян-Мара и вскоре останавливается на лётном поле в компании других своих собратьев.



8.



9. Покидаем самолёт и направляемся в крошечный местный «накопитель» – после непродолжительного технического обслуживания воздушного судна и небольшой допосадки мы продолжим маршрут.



10. В Нарьян-Маре на борт сели ещё пара человек и закинули много груза для Амдермы, часть из которого разместили прямо в салоне. И снова в путь – если Архангельску мы помахали крылом над Северной Двиной, то после взлёта из Нарьян-Мара из окна хорошо видна широкая пойма реки Печоры.



11. Все прогнозы давали на Амдерму серую и пасмурную погоду, но едва мы приблизились к побережью Карского моря, как облака расступились, и арктические пейзажи предстали во всём своём ошеломляющем великолепии.



12.



13. Многочисленные речки текут в Ледовитый Океан среди абсолютно плоской тундры, а в ложбинках у берегов белеет снег.



14.



15. Наконец, внизу блеснула водная гладь – мы летим над покрытым льдинами Карским морем.



16.



17. Народ в салоне оживляется: для большинства из них эти суровые места родные, и в ожидании скорой встречи с Амдермой, пассажиры, вглядываясь в иллюминаторы, всё чаще узнают знакомые места: «Вон мыс Белый Нос!», «А там чуть дальше - полярная станция!» - всё громче раздаётся по салону.



18.



19. После часа пути делаем разворот, выпускаем шасси и заходим на посадку.

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
20. А вот и Амдерма – этот знаменитый курорт на берегу Карского моря, отмеченный практически на всех картах мира! :)))



После посадки в салон входит усатый начальник местного пограничного гарнизона и проверяет погранпропуска – большинство на борту, конечно, местные, плюс пара залётных командировочных, плюс пять человек туристов, в числе которых были и мы с Хельгой.

21. Долгие годы после вывода отсюда истребительного авиаполка аэропорт Амдермы был в совсем плачевном состоянии, но несколько лет назад здесь начался серьёзный ремонт – и оборудования, и самого здания, которое смотрится теперь весьма презентабельно. Встречать Ан-24 с «Большой Земли» прибежал едва ли не весь арктический посёлок – здесь все всех знают: радость встречи, улыбки….



22. Над затерянной среди Арктики крошечной Амдермой надменно пролетают современные дальнемагистральные «Боинги» и «Аэробусы» - над посёлком проходит оживлённая воздушная трасса между Москвой и Дальним Востоком. Где-то там, на борту самолёта, летящего в Москву с Камчатки, в уютном затемнённом салоне вышколенные длинноногие стюардессы сейчас подают вкусный второй обед, кто-то спит, кто-то читает, кто-то смотрит третий подряд фильм… До столицы нашей Родины им осталось каких-то три часа полёта.



23. А к крыльцу крошечного амдерминского аэропорта тем временем подкатил старенький «Зилок» с багажом пассажиров Ан-24...



Москва, Владивосток, Камчатка…. А нам сходить на этой остановке! :))))
 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Амдерма сегодня



Посёлок Амдерма находится в арктическом Заполярье, на побережье Карского моря к востоку от пролива Югорский Шар и географической границы Европы и Азии, то есть уже в азиатской части света, со стороны восточных склонов хребта Пай-Хой. Это очень-очень далёкий посёлок – ближайшую железнодорожную станцию Воркуту отделяет от Амдермы 270 километров непроходимой тундры, до Нарьян-Мара отсюда – 430 километров, до Архангельска – более 1000 километров.

Амдерму основали в 1933 году в связи с началом строительства здесь рудника по добыче флюорита (плавикового шпата, применяющегося в качестве добавки в металлургии и в химической промышленности). Со временем Амдерма превратилась в один из важных пунктов советской Арктики – долгие годы здесь базировался полк арктической истребительной авиации, находилась крупная радиолокационная станция, а помимо этого действовали гидрометслужба, мерзлотная лаборатория, строительное управление. Порт Амдерма являлся одним из важных портов Северного морского пути. В 80-х годах население Амдермы, с учётом военных, составляло более 15 тысяч человек. С распадом Советского Союза пришли другие времена, и процветавшая Амдерма стала стремительно умирать – в 1993-1994 годах были ликвидированы воинские гарнизоны, а вслед за военными посёлок оставили и гражданские службы – в 1995 году была ликвидирована мерзлотная лаборатория, в 1996 году – нефтеразведочная экспедиция, в 2000 году – строительное управление. Практически прекратил свою деятельность и морской порт.
Сегодня в посёлке проживает чуть более 400 человек, на лето приезжает еще пара сотен. Нынешняя деятельность посёлка направлена просто на обеспечение собственного существования – местные жители работают в ЖКХ, котельной, школе, детском садике, двух магазинах, почте, администрации… Амдерма, как и всё арктическое побережье России, находится в закрытой пограничной зоне. В неплохом состоянии поддерживается аэропорт. В настоящее время смысл существования, дотирования и поддержания посёлка во многом просто геополитический – обеспечивать присутствие России в этой части Арктики, чтобы на карте мира на побережье Карского моря продолжало находиться российское поселение. Естественно, при этом есть и перспективы – периодически поднимаются разговоры о возвращении в Амдерму военных гарнизонов, кроме того, посёлок с его аэропортом и морским портом, рассматриваются в качестве одной из будущих баз для освоения крупных нефтяных месторождений шельфа Карского моря. Вернётся ли когда-нибудь жизнь в посёлок – покажет время, а в этом материале я покажу Амдерму сегодняшнего дня… И, пожалуй, вчерашнего…
Сегодня в Амдерме остаются жилыми порядка 10-15 домов. Они отремонтированы и поддерживаются в неплохом состоянии. В одном из них мы и расквартировывались.



Амдерма 80-х была разделена на несколько жилых районов – центральная часть, военный городок, дома строительного управления, дома метеостанции, дома мерзлотной лаборатории… Будем изучать кварталы постепенно, и начнём вот с этого пятиэтажного дома гидрометеослужбы.



Самое интересное – это пройти по квартирам. Люди покинули эти места 20 с лишним лет назад, но и сейчас порой создаётся впечатление, что это было вчера… Время остановилось…



Сотрудники метеостанции были людьми творческими и художественными – коридор этой квартиры украшает прекрасный портрет Кота Леопольда…



А с двери ванной игриво улыбается обнажённая красотка… :)



На кухне…



Аккуратно подойдём к обрушенному торцу здания, и посмотрим с высоты пятого этажа.



Когда-то здесь играли детишки…



Зелёная комната…

 

якут

Христофор Бонифатьевич
Модератор
С нами с
22 мар 2007
Сообщения
6.733
Репутация
8.152
Возраст
66
Откуда
Россея!!!!!
Сегодняшняя амдерминская метеостанция входит в состав Северного управления гидрометеослужбы и базируется вот в этом деревянном домике.



О былом величии напоминает знак, прежде находившийся рядом с метеостанцией и обрушившийся несколько лет назад во время шторма.



Частенько на станцию, да и вообще в посёлок наведываются гости.



Со стен разрушающихся домов смотрят потускневшие старые советские плакаты.



Кто такой «Сава Туду»? Потустороннее ненецкое божество? Дух старой Амдермы? Или это просто две буквы отвалились?



А вот и выцветший портрет этого самого духа …



Военный городок располагался с восточной стороны посёлка, примыкая к воинским частям и объекту радиолокации «Лена-М». О заброшенных военных объектах мы ещё поговорим отдельно, а сейчас – некоторые фото военного городка.




В Амдерме есть школа-девятилетка. Сегодня в каждом классе – не более двух-трёх учеников. В 10-11 классы надо уезжать учиться на «Большую землю». В период расцвета посёлка школа была, естественно, полной общеобразовательной, а в каждой параллели было по пять-шесть классов, которые учились аж в три смены.



В соответствии с федеральной программой, вот уже несколько лет в Амдерме пытаются построить спортивный зал.



Уличная афиша старой Амдермы.



Теперь перейдём в ныне жилую часть посёлка. Этот дом называют "Барским"



Дом культуры "Моряк"



Памятник амдерминцам, павшим в Великую Отечественную войну. Впрочем, непосредственно на фронтах они так и не повоевали – тогда посёлок только семь лет как основали, и он был совсем небольшим. Эти девять человек направлялись из Амдермы на фронт на транспортном судне, которое было потоплено немецкой подлодкой где-то в Баренцевом море. Все девять амдерминцев погибли, так и не добравшись до мест дислокации.



Рядом с памятником павшим находится здание поселковой администрации.



Магазин, совмещенный с пекарней и с местным клубом.



Одни из самых лучших домов нынешней Амдермы. Естественно в этом доме живёт мэр города....))))))

 
Сверху