На вездеходе по тундре
В арктической тундре дорог нет, а расстояния между поселениями и основными жизненно важными пунктами порой достигают сотен километров. Единственным возможным сухопутным средством передвижения в таких условиях является гусеничный вездеход.
1. Вездеход ГТС
Изначально это военная машина, предназначенная для перевозки личного состава, грузов, буксировки прицепов, эвакуации раненых и прочих потребностей вооруженных сил в районах Крайнего севера. Он может плавать, преодолевать болота, ямы, овраги, ледяные поля, легко пересекает водные преграды. Естественно, что машина с такими качествами нашла широкое применение не только в армии, но и в обычной жизни – вездеходы ГТС и их последующие модификации являются основным транспортным средством в удалённых изолированных районах Крайнего севера, Сибири, на многочисленных нефтегазовых месторождениях, полярных станциях и других далёких уголках нашей страны. Они и сейчас производятся Заволжским заводом гусеничных тягачей - при этом очень востребованы.
В Амдерме сегодня около тридцати таких вездеходов, из них примерно пятнадцать – в рабочем состоянии. Сегодня нам предстоит преодолеть около 40 километров по тундре – мы поедем на расположенный к западу от Амдермы пролив Югорский шар, являющийся границей между Карским и Баренцевым морями, а также между Европой и Азией. 40 километров – совсем немного по местным меркам, всего три часа пути. Но здесь действует такое правило – «уезжаешь на день, готовься на неделю». И тех, кто его не соблюдает, жизнь часто наказывает очень жестоко. Поэтому берём с собой много тёплых вещей, сменную обувь, спальники, провизию…
2. Ну что же - все готовы, Машка тоже готова. Значит, можно ехать!
3. Большинство пассажиров вездехода располагается в закрытом кузове, плюс один – в кабине с водителем, плюс один-два – сверху, «на броне». На пути туда я сел в кабину, но чтобы можно было фотографировать, оставил открытой дверь. Покидаем Амдерму и направляемся в западном направлении – справа минуем хорошо знакомый аэропорт.
4. Вездеход – прекрасная машина для Крайнего Севера, но куда более важны здесь человеческие руки: как в плане управления, так и в плане ухода. Сергей Васильевич – опытнейший вездеходчик.
Вездеходчики вообще одни из самых уважаемых и востребованных людей в этих краях. Долгой полярной зимой, когда Амдерма практически отрезана от большой земли, единственным средством доставки грузов и продовольствия в посёлок является вездеход. Ближайшим населённым пунктом от Амдермы является Воркута – до неё порядка 350 километров по ледяной, покрытой торосами, продуваемой буранами и метелями тундре. При удачном раскладе вездеход с Воркуты на Амдерму идёт 4 дня, но зимой, чёрной полярной ночью, в метель и прочую непогоду иные рейсы бывают очень непредсказуемы – так прошлой зимой под Новый год вездеход с Воркуты шёл 27 дней! Обычно в дальних рейсах на Воркуту стараются организовать караван из трёх-четырёх вездеходов – так надёжнее и безопаснее, впрочем, идти караваном и подольше. Сергей вообще железный мужик: провёл две зимовки на антарктической станции «Восток», а несколько лет назад чудом выжил в тундре. Дело было так – снегоход, на котором они с товарищем ехали с зимней охоты, провалился под лёд в полынью и утонул. Мужики выбрались, но промокли насквозь. На улице мороз минус тридцать, а до ближайших охотничьих изб – 10 и 12 километров по заснеженной тундре. Мужики решили разделиться и идти в разные избы. Кто дойдёт и выживет – постарается сообщить в посёлок и организовать спасательную экспедицию для второго. Серёга окоченел, но дошёл - развёл в избе буржуйку и всю ночь спал в обнимку с печкой. К счастью, и второй мужик тоже выжил, но так бывает далеко не всегда…
Вообще тут разное случается – пару лет назад Руслан (который был с нами вчера на рыбалке) во время охоты упал с обрыва и сломал ключицу - то ли с вывихом, то ли со смещением. Надо было срочно вправлять, но погода была нелётная и санрейс не мог забрать его на большую землю. А в Амдерме только фельдшер. Поступили так – фельдшер позвонил в Нарьян-Мар и связался с хирургом, а тот по телефону говорил, куда надо нажимать больному, чтобы вправить кости. В итоге вот так «дистанционно» и вправили.
5. А мы продолжаем путешествие на вездеходе – вот и первая водная преграда. Вездеход может плавать, но для преодоления таких речек это умение ему не понадобится – они совсем неглубокие.
6. Сорок километров летом до Югорского Шара – это конечно не 350 километров зимой до Воркуты, но Сергей всё равно внимателен и сосредоточен: на пути много оврагов, ледовых полей и прочих невидимых препятствий. Форсирование каждой речки требует внимательности и аккуратности, а многие решения опытными вездеходчиками принимаются скорее по наитию – как подсказывает чутьё.
7. Через каждые несколько километров в тундре раскиданы бочки – во многих из них находится топливо на случай поломки или иной непредвиденной ситуации, плюс некоторые бочки, поставленные друг на друга, являются ориентирами-указателями основных направлений вездеходных трасс.
8. Ещё одна речка – аккуратно сползаем по ледовому панцирю.
9. Следующий участок пути едем по болоту.
10. Снова бочка.
11.
12. На полпути делаем остановку – Сергей полез проверить что-то в системе.
13. И снова в путь…
14. Почётное место рядом с водителем всегда занимает Машка. В пути она не раз двигала меня своей толстой попой – по её мнению, я слишком расселся в её вездеходе.
15. Ну вот и приехали!
16. На одном из коротких участков пути, между маяком на мысе Ярасаля и заброшенной полярной станцией, я прокатился сверху, «на броне», рядом со Славиком.
17.
18. Машина – зверь, мощь невероятная.
19. А только таким и покоряется Арктика!