Катушки "Предков"

denniskap

Постоянный участник
С нами с
25 окт 2009
Сообщения
38
Репутация
1
Денис, я правильно понял, что это ОТЛИЧНЫЕ самоделки, типа "Мордановских"? Знаю, что на Алтае, в середине 50-х, выпускалось что-то подобное, даже пробовал их разыскать, давая объявление на алтайском форуме рыболовов, но пока тщетно.

А из современных ("Нельму" не упоминаю) попробуйте поискать в Украине, по крайней мере, там они ещё выпускаются серийно. Например, вот такая "Стубла" (фото с Евау):

Да и "Днепровские" вроде ещё делают.
Да, самоделки типа "Мордановских".
Я видел ваше сообщение про алтайские катушки, тоже потом пытался что-нибудь нарыть про них, но тщетно.
Мне кажется, что многие обладетели самодельных инерционных катушек либо не имеют доступа к интернету, либо не в курсе, что есть те, кому интересно на них взглянуть, либо вообще не представляют обладетелями чего являются (если например получили их по наследству, а сами либо далеки от рыбалки, либо пользуются более современными снастями).
Вот некоторые из моих катушек.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
СИ-1, которая выпускалась на Пензтекстильмаше с начала 50-х годов.

СИ-1,,.jpg

Не знаю, когда сделаны Ваши, но мне кажется, что СИ-1 (на конусах) послужила прототипом для них. Особенно 4 очень похожа. Заглянул к себе, посмотреть, что у меня есть по СИ-1 и обнаруживаю вот такой текст от 1964 года:

СИ-1.jpg

Вот те на! Начинаю разбираться. Автор начинает абзац про безынерционные, а для примера выбирает инерционную. Уже странно. Пытаюсь выяснить, что ему не понравилось в СИ-1. Взвешиваю свою катушку СИ-1 - 206 г. Сравниваю её вес с СКР-120 и "Невской", того периода. Их вес соответственно 271 г и 240 г. Правда у "Невской" диаметр барабана 13 см. Но в любом случае СИ-1 не выглядет громоздкой. Отклонений тоже не увидил. Зазор между задними дисками минимальный, люфтов нет, т.к. катушка на конусах. Сначала думал, что автор имел ввиду другую катушку, но нет, эту, т.к. в абзаце чётко написано - "пензенская". Единственная версия, которая приходит в голову, что в Пензе выпускалась СИ-1 и на оси. А может мне просто не попалась ещё катушка с отклонениями? У меня пока 2 катушки СИ-1, одна 50-х, а другая 60-х годов. Соответственно все изыскания проводились на катушке 60-х годов, но я их сравнивал и если не считать главного отличия (ножка крепления к удилищу), то они блезнецы.

СИ-1,.jpg

Так что пока не понятно, что имел ввиду автор говоря, что СИ-1 малопригодная катушка. Единственным фактом остаётся то, что в 1964 году она была снята с продажи. Буду искать снятую катушку, чтобы до конца разобраться.

Денис, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за показ катушек. :eek:k:
 

denniskap

Постоянный участник
С нами с
25 окт 2009
Сообщения
38
Репутация
1
Чел

На счет 4-й катушки очень правильно подмечено.
Она очень похожа на СИ-1. Я как раз собирался написать что у меня вероятно есть прототип этой катушки :)
Не знаю, когда была изготовлена катушка, которая есть у меня, но даже ее механизм подтормаживания идентичен СИ-1. Только сделано менее аккуратно. Я позже выложу фото вида сзади.
Моя тоже на конусах и выглядит очень старой и потертой. Хотя вероятно ей много ловили. Ход чудесный.

Размером она меньше чем СИ-1. Диаметр барабана 109 мм.
Верхняя левая из четырех - малая мордановская катушка.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
А СИ-1, как мне кажется, была прототипом "Кэрисбрук". Они первые начали делать такие барабаны. Сейчас не буду всё описывать, т.к. займёт много времени, но до революции она считалась лучшей.

Кэрисбрук.jpg

Потом по этому типу выпускалась "Вятская", "Охотрыбспорт" и "Рыболов-спортсмен"

Вятская и Охотрыбспорт.jpg

Ну и СИ-1.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Денис, давай я немного разверну тему про катушку "Кэрисбрук" и не только, чтобы было понятно кто её выпускал, думаю и другим будет интересно. В Англии до нашей Революции была такая фирма "Дредноут" о которой даже у них мало что знают и в переписке с тамошним коллекционером, который собирает сведения по ней, я так и не узнал годы её существования. Обещал, как узнает достоверную информацию, то отпишется. А вот то, что выпускала эта фирма заслуживает особого внимания.
К нам завозились только три модели: "Метеор", "Кэрисбрук" и "Дендроут". Каждая была по своему интересна, а в чём-то и уникальна.
И так "Метеор" (текст из каталога Малиновского С.А. 1914 г):

Метеор.jpg

"ОЧЕНЬ ЗНАМЕНИТАЯ, АВТОМАТИЧЕСКАЯ REEL ДЛЯ СПИННИНГА “METEOR” (патент “Dreadnough”)

Катушка „Метеор" выработана и построена на совершенно новых принципах. Прежде всего, барабан ее (см. рис. фиг. 2) чрезвычайно легок — легче, чем у другой катушки из имеющихся на рынке. Барабан 3,5” катушки весит менее 1 английской унции. Сравните этот вес с весом барабана других катушек и вы будете поражены оказавшейся разницей.
Барабан находится в раме и закрепляется другим способом, чем катушки, которые есть на рынке. Он вращается на двух закаленных стальных штифтах, и каждый поймет, что при таком устройстве на подшипники падает лишь самый minimum трения, без всякого сравнения меньший, чем при катушках центровых и ноттингэмских.
Другой, крайне важной особенностью в катушки «Метеор» является принцип свободного барабана, при котором забрасываемой приманке не приходится вращать вместе с барабаном и рукоятей с диском, к которому они приделаны. В катушке «Метеор» во время заброса вращается только лишь один необычайно легкий барабан, а рукоятки автоматически выключаются. Огромное значение этого преимущества будет признано каждым спиннингистом, так как катушка «Метеор» дает возможность дальнего заброса легких приманок даже при большом диаметре катушки и при наличности толстой и длинной лесы, что до сего времени являлось недостижимым.
Внутренний механизм катушки управляется с помощью тормоза-муфты крайне простого устройства и неизменно надежного. Это приспособление приводится в действие нажимом бокового рычага (курка) до отказа, по направлению к удилищу. При этом муфта отходит и барабан начинает свободно вращаться; в то же время автоматически приводится в действие и подтормаживатель.
Как только палец снимается с рычага, тормозная муфта моментально приходит в свое первоначальное действующее положение, разобщая в то же время подтормаживателъ.
Рисунок 2 показывает барабан катушки, который, несмотря на свою крайнюю легкость, чрезвычайно прочен. Он отлит в одном цельном куске и, следовательно, не имеет ни прутков, ни винтов, которые могли бы расшататься.
Патентованный способ сверления отлитого барабана составляет сам по себе новинку, так как им упразднен принцип радиальных плеч. Рассверливание имеет целью сократить вес до возможного предела и кроме того делает барабан прекрасным помощником для просушки лески, так как воздух может свободно циркулировать вокруг мокрого шнура.
Рисунок 1 изображает катушку в полном составе. Она вырабатывается из специального прочного алюминиевого сплава, с рабочими частями из закаленной стали и фосфористой бронзы. Барабан защищен чрезвычайно прочною рамой, отлитой также в одном цельном куске, а бок барабана защищен ажурной, в три полосы, боковой пластиной, что также является важной новинкой.

Метеор..jpg

Преимущества катушки сводятся вкратце к следующему:
Узкий барабан для быстрого наматывания шнура.
Барабан висит свободно и вращается на двух закаленных втулках.
Подтормаживатель регулируется под вес приманки.
Полет приманки может быть остановлен в любой момент без касания пальцев с рукоятками катушки.
Забросы на дальнее расстояние требуют меньшей затраты силы, чем с другими катушками.
Полная смазка рабочих частей катушки может быть произведена снаружи.
Совершенство в забросах достигается чрезвычайно быстро и доступно решительно каждому новичку.
Для детального изучения приемов заброса с катушкой «Метеор» разборки и сборки ее, установки автоматического подтормаживателя и прочего, нами переведено на русский язык полное иллюстрированное руководство для уженья катушкой «Метеор».
К каждому экземпляру катушки руководство это прилагается без денег, а желающим предварительно ознакомиться с содержанием брошюры она высылается за три семикопеечные марки."

Ниже пойдёт отрывок из "Fishing Gazette" и здесь я бы обратил внимание на 2 момента. Первое, это то, что в этот период во всю работали такие известные фирмы, как Hardy и Allcock и второе, что на соревнование вышел не подготовленный спортсмен, а руководитель фирмы Дредноут.

"В английских спортивных журналах, за последнее время появилось несколько очень положительных статей, посвященных катушке «Метеор» и другим спиннинговым катушкам К° Dreadnough , а также множество восторженных отзывов со стороны спортсменов всего мира, но напечатать здесь все эти отзывы мы не можем из-за отсутствия места.
Приведем лишь один из этих отзывов.
Пожалуй, самый авторитетный Английский журнал по спортивному рыболовству —лондонская « Fishing Gazett», в редакционной статье, помещенной в номере от 5 июля 1913 г., подвергнув лестному обзору новинки компании «Dreadnough», говорит в заключении:
„Переходя к катушкам этой фирмы, спиннинговым и другим, можем лишь сказать, что они уже пользуются такой известностью, что говорить о них совершенно не стоит".
Неоднократно „Метеор" одерживал выдающиеся победы на состязаниях первоклассных спортсменов Англии и Франции, при чем по забросу груза в 6 и 8 английских унций „Метеор" держит мировой рекорд. На состязаниях Британского Клуба, состоявшихся 13 июля 1912 г. господин Перси Уодам, глава фирмы «Dreadnough» пользуясь катушкой „Метеор", установил единственный в летописях всех состязаний мира рекорд, выиграв все 7 из имевшихся первых призов, а именно:
с грузом в 0,5 английской унции – за дальность 1 приз
с грузом в 1,5 английской унции – за дальность 1 приз
с грузом в 2,5 английской унции – за дальность 1 приз
с грузом в 4 английские унции – за точность 1 приз
с грузом в 4 английские унции – за дальность 1 приз
с грузом в 6 английских унций – за дальность 1 приз
с грузом в 8 английских унций – за дальность 1 приз

Кроме того, ему же был присужден так называемый чемпионский приз за самое большее количество очков на состязании."


Завтра размещю о катушке "Дредноут".
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Катушка „Dreadnought" ("Дредноут")

Копия Dreadnought.jpg

Для легкого спиннинга и заброса насадок с поплавком. (Патент К° „ Dreadnought")-

Эта катушка снабжена так называемым самостартирующем барабаном.
Существуют три причины, по которым многие рыболовы избегают забросов непосредственно с катушки.
Первая из них та, что тяжелый барабан катушки обычного типа не начинает вращаться с достаточной легкостью, чтобы дать возможность забросить на нужное расстояние легкую приманку, вторая — затруднительность достижения достаточной точности в направлении заброса и третья — постоянный риск запутать леску.
Катушка „Dreadnought" специально сконструирована с целью удаления этих трех препятствий с дороги рыболова.
Она, по отношению к своей первоначальной скорости вращения совершенно не зависит от веса груза или силы заброса, так как барабан начинает крутиться с полной для заброса скоростью, путем нажима пусковой пружины, действующей на рычаг, контролирующий зубчатую шестеренку. Во избежание запутывания лески, катушка снабжена очень чувствительным подтормаживателемъ (с циферблатом на задней стороне диска), который может быть установлен достаточно точно, в соответствии весу приманки, толщины лески и силой и направлением ветра. После чего катушка будет отпускать леску точно с тою же скоростью, с которой вылетающая приманка будет брать ее через кольца удилища.
Рисунок показывает катушку Dreadnough в собранном виде. Она изготовляется из специального, необычайно прочного алюминиевого сплава. Новый патентованный принцип — упразднение радиальных полос или бокового диска.
Барабан отлит в одном цельном куске и очень легок; края его надежно защищены рамой.
Размер один — 3,5". Вес 6,5 английской унции
Вместимость 75 ярдов лески, мощностью до 10 английских фунтов разрывной нагрузки.
Цена 10$ (20р)
В солидном кожаном футляре дороже на 2,5$."

На эту катушку, конечно, хочется посмотреть в живую. Особенно понять, как работает пружина, которая запускает барабан при старте.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
И последняя катушка:

"УНИВЕРСАЛЬНАЯ КАТУШКА „CARISBROOKE" (Кэрисбрук)
(для двуручного и одноручного спиннинга, заброса поплавочной оснастки и нахлыста патент К° Dreadnough).

Керисбрук.jpg

Вырабатывается из необычайно прочного алюминиевого сплава и является идеальной комбинацией для спортсменов, желающих пользоваться одной общей катушкой для различных целей.
Эта катушка снабжена крайне чувствительным индикаторным (с циферблатом на заднем диске) подтормаживателем и отключаемой, по желанию, трещоткой.
Рама отлита в одном цельном куске, барабан — тоже.
Новою патентованной особенностью катушки „Кэрисбрук" является упразднение радиальных полос или переднего диска
Размер 3,5”. Вес 38 золотников Вмещает 75 ярдов лесы разрывной нагрузки 12—15 фунтов. Цена — 7.5$
Тоже, размер 4". Вес 60 золотников. 100 ярдов лесы.
Прекрасно подходит для двуручного спиннинга . . . . „ „ 12,5$"

Вот такие катушки, в начале 20 века производила английская фирма "Дредноут" и, которые поставлялись к нам под заказ через Торговый Дом Малиновского С.А. и на тот момент считались одними из лучших. На мой взгляд фирму "убила" цена на их изделия. Если "Allcock Aerial" и "Silex" (Hardy) стоили по 23 ру*** (12,5$), то "Метеор" - 40 рублей (20$). А по тем временам это были огромные деньги.

Ну и несколько слов о первом прототипе "Кэрисбрук":
Так уж повелось в нашей стране, что мы берём лучшие изделия и пытаемся копировать их не имея для этого надлежащего оборудования. Первым, кто попытался сделать копию с прототипа, был инженер Белоезерский В.Г., который в Вятке, в 1926 году, открыл артель по производству рыболовных катушек. Что такое артель в начале 20-х годов, думаю, рассказывать не надо. Изношенные станки и отслужившее свой срок оборудование. Весь металл, который идёт на производство получают с госпредприятий. Это либо отходы, либо брак. Попросту говоря - вторсырьё, которое надо к тому же умудриться достать. В таком положении, единственное, что смог сделать Белоезерский, максимально упростить оригинал. Что он и сделал убрав "обойму" и подтормаживатель, но оставил трещотку.

Вятская.jpg

Катушка выпускалась в трёх размерах - 10, 11 и 12 см.
Ну вот, в кратце, о первой советской катушке. Добавлю только, что подобные катушки серийно выпускались в 30-х годах фабрикой "Охотрыбспорт", промкомбинатом "Рыболов-спортсмен" и в 50-х в Пензе - СИ-1 у которой отсутствовала трещотка, но был цифровой индикатор подтормаживателя.
 
Последнее редактирование:

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Денис, появилось немного информации по механизму подтормаживателя последней катушки:

Антибаклач.jpg

Дело в том, что такие сложные механизмы, как правило, у нас не применялись, из-за трудности изготовления и разработки. Все стремились делать, как можно проще, стараясь не вводить в механизм лишние детали, которые в свою очередь влияли на общий вес катушки. Ну, а перед автором воплощения, снимаю шляпу. (хай)

Катушки с таким механизмом стали появляться в Европе в начале 30-х годов и получили название "Антибаклач". Как я понял, "Антибаклач" это не что иное, как подтормаживатель. Не знаю, сам ли автор додумался до этого или подсмотрел из нескольких катушек и собрал в своей конструкции лучшее - не знаю, но я склоняюсь ко второму. (хай)

Антибаклач..jpg

Антибаклач...jpg
Антибаклач....jpg
 

denniskap

Постоянный участник
С нами с
25 окт 2009
Сообщения
38
Репутация
1
Чел,

Огромное спасибо за предоставленные сведения и изображения. Очень интересно и познавательно.
Мне бы тоже очень хотелось побольше узнать про механизмы катушек Dreadnought. А еще лучше в руках подержать.
Меня вообще интересуют механизмы инерционок, т.к. очень хочется сделать себе на заказ хорошую, качественную катушку.
А механизм подтормаживателя последней катушки и правда очень сильно похож на механизм катушки "Рефлекс".
К сожалению ни у меня, ни у моего друга, который владеет этой катушкой, нет по ней никаких сведений. Так что не могу помочь с какой-либо информацией. Думаю, что механизм подтормаживателя был скопирован с "Рефлекса" или подобной катушки. Уж больно похож.

Вот ссылка на довольно интересные старинные катушки. Вероятно вы про них уже знаете, но если нет, думаю вам будет интересно: http://www.sidemountreels.com/
Мне такие вживую никогда не попадались.
Еще раз спасибо, что делитесь добытыми сведениями о катушках.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Денис, спасибо за ссылку, посмотрел. Раньше такие проскакивали на Евау, но в таком количестве вижу впервые. У нас такие вряд ли удасться встретить, т.к. из Америки, на сколько я знаю, к нам завозилось только несколько моделей "Экспертов" и мультипликаторы.

Эксперт.jpg

Мульт.jpg

Но мультипликаторы как-то не прижились, а вот "Эксперт" был довольно распространённой катушкой, тем более, что она была разработана для быстрой просушки лесы и её можно было применять для разной ловли. Что-то типа универсальной. Вот "Эксперта" встретить очень реально, я имею ввиду из американских катушек.
 

denniskap

Постоянный участник
С нами с
25 окт 2009
Сообщения
38
Репутация
1
Чел,
Катушка №270 узором шпули немного напоминает "Нельму". Только количество отверстий меньше.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Чел,
Катушка №270 узором шпули немного напоминает "Нельму". Только количество отверстий меньше.
Ага! :yes: Только двойником "Эксперта" её назвать, наверное, нельзя, т.к. это совершенно разные катушки. Единственное, что их объединяет, это похожесть рисунка барабана.
Нельма:

Нельма.jpg

Кстати, такой рисунок барабана, да и саму катушку, копировали многие производители, как в Америке, так и в Европе. Вот для примера, чешская под №88:

Чешск. 88.jpg

Чешск. 88..jpg

IMG_1079.jpg

Вот это явная копия.
P.S. А ссылка на сайт есть, спасибо.
 
Последнее редактирование:

denniskap

Постоянный участник
С нами с
25 окт 2009
Сообщения
38
Репутация
1
Чел,

Поглядел сегодня на ту "Невскую" катушку, что есть у меня.
Она 1967 года.
Решил выложить фото, вдруг пригодится вам для хронологии производства "Невской".
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Денис, спасибо за фото. Эта точно пригодится.
А помнишь ты обещал выложить несколько снимков прототипа СИ-1. Она четвёртая на той фотографии. Если не трудно, сделай пожалуйста.:ok:
 

denniskap

Постоянный участник
С нами с
25 окт 2009
Сообщения
38
Репутация
1
Денис, спасибо за фото. Эта точно пригодится.
А помнишь ты обещал выложить несколько снимков прототипа СИ-1. Она четвёртая на той фотографии. Если не трудно, сделай пожалуйста.:ok:
Вот фотки этой катушки. В разборе не стал фотографировать, т.к. она заправлена жидким маслом. Если будет нужно, могу попозже и в разборе сделать снимки.

Чел, у меня вопрос по поводу моей "Невки" 67-го года. Я так понимаю, что в этом самом 67-м завод ГМЗ был переименован в ЛЭМЗ или это два разных предприятия?
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Денис, спасибо за фотографии, но не понял предназначение некоторых деталей на этой катушке. Зачем сделано отверстие в заднем диске и что за рычаг приварен к гайке оси? Есть какие-нибудь мысли по этому поводу? Механизм можно не фотографировать, т.к. я примерно представляю как он устроен.

По поводу ГМЗ-ЛЭМЗ: могу ответить только, увы, "Я пока не достаточно компитентен..." - перефразируя Комарова И.Н.
Есть не проверенная, отрывочная информация, одни версии, так что пока только увы...
Сам бы с удовольствием послушал историю з-да ГМЗ...(хай)
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
Пока свежи в памяти прототипы "Кэрисбрук", то покажу ещё один:

Изображение 1360.jpg

Изображение 1359.jpg

Изображение 1358.jpg

Изображение 1356.jpg

Изображение 1353.jpg

Клеймо производителя отсутствует. Катушка, сама по себе, простейшая, комбинированная, на оси. Нет ни трещётки ни подтормаживателя. Диаметр барабана 13 см., вес - 270 г.
Задний диск сделан из эбонита, барабан из алюминия. В таком исполнении, если и будут встречаться, то очень редко, т.к. в описаниях комбинированных катушек обычно всё наоборот - диск алюминиевый, а барабан сделан из различных пластмасс. Когда и кем выпущена, не знаю, но, думаю, что до ВОВ какой-нибудь артелью.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.757
Репутация
4.334
Откуда
г. Москва
"Невская" с автоматическим подтормаживателем. Выпускалась под названием "Универсальная".

Авт подт..jpg

Авт подт...jpg

Авт подт....jpg

Авт подт.jpg

Выпускалась, где и обычная - "ГМЗ"-"Равенство". Сроков выпуска пока не знаю. Самую раннюю видел 1963 г (ГМЗ).
Теперь, что касается механизма автоматического подтормаживателя:

Авт подт.......jpg

Авт подт........jpg

Он отличается от тех, которые мы видели на "Киевских" катушках и главное отличие состоит в том, что его можно отключить и ловить, как с обычной катушкой. Внесены изменения и в барабан катушки. Его внутренний бортик сделан широким и по нему теперь работает подтормаживатель.

Авт подт......jpg

Отключение автоматического подтормаживателя происходит посредством винта, который, при закручивании, входит в отверстие рычага, тем самым отключая его. В этом случае можно делать забросы не используя его.
 

Lёха-Dзержинский

Администратор
Команда форума
Администратор
С нами с
6 мар 2007
Сообщения
5.937
Репутация
6.384
Возраст
49
Откуда
Дзержинский. МО
тема частично востановлена
 
Сверху