Катушки "Предков"

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Промышленный шпионаж…. :D
Не спорю, был, есть и будет, но только не в истории спортивного рыболовства СССР. :D
Всё было гораздо проще. В начале 50-х торговой палатой была создана специальная комиссии для отбора зарубежных товаров, которые могут выпускаться в СССР. Те товары, которые были отобраны комиссией, выставлялись в витринах палаты на постоянно действующей выставке и любой директор завода мог получить образцы изделий, чтобы организовать его сборку на своём предприятии. Где-то читал об этом, но если ошибаюсь, то Сергей (Сапфир) поправит. :ok:
А по изобретателю Mitchell 300, французского часовщика Maurice Jacquemin, пожалуй соглашусь. :) Всё может быть...
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Катушки без заднего диска. Вопросы по идентификации…

Насколько мне известно, на данный момент, только один завод у нас в стране выпускал такие катушки, это реутовский «Военохот» №1. Всего было выпущено 3 модели – СКА-2, СКАТ-120 и КСА-2 (КСА-120), которые отличались между собой только рисунком барабана. По крайней мере, других отличий не увидел. Я начал этот разговор по той причине, что появилась информация, которая ставит под сомнение идентификацию этих катушек, которая присутствует у авторов книг. Но, давайте по порядку.
Первые такие катушки, по моим предположениям, завод начал выпускать с середины 50 – х годов прошлого века и выглядела она так:

Изображение 1575.jpg

Изображение 1576.jpg

Вместо заднего диска стояла стальная опора с осью, на которой установлен барабан, такой же, как на СКР-120. В нижней части располагался автоматический тормоз, состоящий из рычажка с прикреплённым к нему кусочком кожи и при нажатии на который происходило подтормаживание. Трещотка отсутствовала. Мы не будем сейчас рассматривать плюсы или минусы этой модели и сравнивать её с другими, которые выпускались в то время и тоже имели автоматический тормоз, а остановимся только на идентификации.
Одно из самых ранних упоминаний о катушке СКА-2 находим у Колганова Д. В его книге «Ловля рыбы спиннингом», вышедшей в 1959 году:

СКА-2 Колганов 1959.jpg
 
Последнее редактирование:

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Переходим к следующей модели. Эволюции этих катушек, как таковой, не было, и все изменения зависели от модернизации СКР-120. То есть, когда на 120-ой изменялся барабан, то, соответственно, и катушка без заднего диска получала обновление. Правда в отличие от СКР-120, которая на протяжении всего времени выпуска не меняла своего названия, несмотря на значительные усовершенствования, все модели, которые мы рассматриваем, идут, предположительно, с разными обозначениями. Сразу скажу, что название этой катушки не знаю:

Изображение 1565.jpg

Изображение 1567.jpg

Но предположу, что в этом отрывке речь идёт о ней.

ВО1 СКАТ 120.jpg
ВО1 СКАТ120..jpg

В конце последнего абзаца написано, что СКАТ-120 снята с производства, но здесь есть одно НО. В 1968 году на заводе было принято решение о замене устаревших СКР-100 и СКР-120 на более новые модификации инерционных катушек серии КС-100, КС-120 и КС-130. Кстати, скорее всего по этой причине, мы не видим катушек с индексом СКР, СКА или СКАТ в военохотовском каталоге 1970 года, где представлена уже обновлённая серия моделей КС. По какой причине завод опять начал производство СКР-120, я не знаю, но, скорее всего, он и не снимал их с линии и в начале 70-х годов она получает новый ажурный барабан, а с ним и обновление нашей модели:

Изображение 1569.jpg

Изображение 1571.jpg

КСА-2 Матвеев 73г.jpg

Рисунок взят из книги Матвеева М. «Ловля рыбы спиннингом» 1973 года. Как вы успели заметить, теперь катушка называется КСА-2.
Вроде бы мы построили правильную версию по выпуску катушек без заднего диска, определили их название, правда, со второй моделью только предположения, которые ещё будем выяснять и вдруг, из Башкирии, приходит коробка с паспортом, от первой модели, которая сводит все усилия на нет:

Коробка КСА-2.jpg

Паспорт КСА-2.jpg

То, что в коробке лежала именно та катушка, которая изображена на ней, я уверен, т.к. видел её, но брать не стал, из-за того что уже есть такая. 8 больших отверстий и 6 маленьких на передней щёчке барабана, всё верно, но почему в паспорте она называется КСА-2, а не СКА-2, как у Колганова Д.? Если мы сейчас начнём рассуждать об этом, то, наверняка, зайдём в тупик, т.к. не хватает, по крайней мере, одного звена, то есть какой-нибудь документации на третью модель катушки, которая показана на рисунке Матвеева М. А пока, я предлагаю оставить этот вопрос открытым, до появления новых доказательств. Очень интересно, почему авторы дали такие подписи под катушками?
 

Максимусс

Великий мудрец
С нами с
10 дек 2009
Сообщения
1.473
Репутация
2.926
Возраст
52
Откуда
Москва
Андрей с твоего позволения я уж тогда весь комплект покажу,
 

Вложения

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Андрей с твоего позволения я уж тогда весь комплект покажу,
Максим, ага, катушка, как у меня, 8 больших дырок и 6 маленьких на барабане. Кстати, нашёл ещё одно подтверждение, что это КСА-2 в главохотовском выставочном каталоге того времени. Там, помимо других представленных экспонатов, присутствует и фотография с подписью этой катушки. Я уж думаю, может и не было никаких СКА и СКАТ, а КСА-2, на протяжении всего выпуска, не меняла своего названия?
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
МСП-Ю

Изображение 1559.jpg

Изображение 1553.jpg

Изображение 1555.jpg

Изображение 1557.jpg

Изображение 1508.jpg

Изображение 1519.jpg

На подшипниках. С регулируемым подтормаживателем и рычажком для его блокировки. Имеет точёный алюминиевый барабан, диаметр которого 12 см. Вес 255 г. Для сравнения, вес «Невской» с подтормаживателем 260 г.
Выпускалась с 1958 по 1964 год. В литературе может встречаться под названием МСЛ-10 или МСП-10. Производителя, на данный момент, определить не удалось. Консультировался по этому поводу с Сергеем (Сапфир) и он уверен, что МСП это Министерство Судостроительной Промышленности, а Ю один из секретных заводов этого ведомства. Судя по количеству разных штампов, так оно и есть.

Изображение 1493.jpg

Ко мне попала без скобы подтормаживателя, через которую проходит леска. Поставил пока, для наглядности, от другой катушки.

Изображение 1580.jpg
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Спиннинговая катушка з-да "Электроавтоматика".
Завод находится в Республике Марий Эл, в городе Йошкар-Ола.

Изображение 1574.jpg

Изображение 1576.jpg

Электроавтоматика.jpg

Данная катушка произведена после распада СССР, но, судя по последнему ТУ от 1985 года, выпускалась и при Советской власти.

Изображение 1578.jpg

Изображение 1583.jpg

Является аналогом "Киевской" катушки.
Диаметр барабана 13 см.
Вес - 238 г.
По сравнению с "Киевской", тяжелее её на 12 г.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Инерционная проводочная катушка Ятранка-3

Эта катушка была любезно отдана Алексеем (RANGER), за что ему огромное спасибо!!! (хай)

Довольно интересная катушка и интересна она тем, что комплектовалась двумя барабанами, большим и малым:

Изображение 1583.jpg

Диаметр большого барабана - 9 см, малого - 64. Кстати, выпускаемая на з-де катушка с таким барабаном называлась "Ятранка-2"

Изображение 1585.jpg

Изображение 1587.jpg

На рыбалке, можно довольно быстро поменять один барабан на другой. Правда для этого нужно возить ключ, чтобы открутить гайку оси.

Изображение 1591.jpg

Изображение 1592.jpg

Изображение 1588.jpg

Катушка выпускалась на Кировоградском ПО "Пишмаш".
И документы от неё:

Изображение 1598.jpg

Изображение 1593.jpg

Изображение 1595.jpg
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
И ещё одна интересная катушка.

Самоделка. Сделана из дерева. Между собой диски скреплены алюминиевыми спицами. Диаметр барабана 13 см. Думаю, что изготавливалась для ловли на дорожку.

Изображение 1580.jpg

Изображение 1582.jpg

Изображение 1577.jpg
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
ЛЭМЗ-4 и ЛЭМЗ-5

Обе катушки выпущены почти одновременно, в 1979 году. Очень похожи друг на друга, а главное отличие состоит в чашке шпули. У ЛЭМЗ-4 она пластмассовая, как на предыдущих сериях ЛЭМЗ, а у ЛЭМЗ-5 металлическая. Соответственно и различный механизм сброса дужки лесоукладывателя.

ЛЭМЗ-4

Изображение 1601.jpg

Изображение 1603.jpg

Изображение 1604.jpg

Изображение 1605.jpg

Изображение 1607.jpg

Изображение 1608.jpg

Изображение 1617.jpg

Редукция - 3,6:1
Вес - 265 г
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
ЛЭМЗ-5

Изображение 1271.jpg

Изображение 1274.jpg

Изображение 1275.jpg

Изображение 1277.jpg

Изображение 1272.jpg

Изображение 1618.jpg

Редукция - 3,6:1
Вес - 300 г
Цена 18 р 50 к, что на 2 р. дороже ЛЭМЗ-4. Скорее всего, из-за металлической шпули.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Обратите внимание на ножку правой катушки КБС-2.

Изображение 1575.jpg

Она укорочена на сколько это возможно, благо катушка это позволяет. И не просто укорочена, а выточена заново из алюминия. Зачем? Не думаю, что для снижения веса. Скорее всего эта КСБ-2 применялась на спиннинге, где первое кольцо было маленького диаметра, как например, на этом военохотовском изделии под названием "Либiдь":

Изображение 1578.jpg

Не понятно только, почему рыболов не поставил кольца увеличенного диаметра, а сделал новую деталь? Хотя допускаю, что была и иная причина уменьшения высоты ножки.
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Проводочные катушки серии "Краб", которые выпускались на з-де "Военохот" №1. Отличается от других катушек своеобразным зажимом для крепления к удочке, от чего и получила такое название.

КРАБ

Изображение 1580.jpg

Изображение 1582.jpg


КРАБ-2

Изображение 1583.jpg

Изображение 1586.jpg


КРАБ-3

Изображение 1596.jpg

Изображение 1600.jpg

Изображение 1589.jpg

Изображение 1590.jpg


КРАБ-4

Изображение 1592.jpg

Изображение 1594.jpg

У меня сомнения в индексе последней катушки, т.к., возможно, были и другие разновидности "КРАБа".
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Сапфир
Товарный знак Черкасского з-да телеграфной аппаратуры.

Серёж, фото взято с еВау, я думаю, что они не обидятся. Сама катушка у меня есть, а вот коробки, с чётким логотипом, пока нет.

че.jpg

Безымя.jpg

Мы тогда правильно определили, что эта катушка принадлежит ЧЗТА. :ok:
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Логотип киевского "Электроприбора" (с буквой К) был зарегистрирован в 1963 году.
Сергей, вот "Дельфин 8", но с другим логотипом:

Изображение 1585.jpg

Изображение 1582.jpg

Это всё тот же "Электроприбор" или какой-то другой завод? hmm(
 

Тимон

Активный участник
С нами с
20 мар 2010
Сообщения
33
Репутация
6
Всем доброго времени суток.
Диана 201 и Диана 201м серпуховского завода "Прогресс"

IMG_4506.jpg IMG_4507.jpg IMG_4508.jpg IMG_4509.jpg IMG_4510.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Всем доброго времени суток.
Диана 201 и Диана 201м серпуховского завода "Прогресс"
Артём (привет)))
А отличия между ними какое-нибудь есть, кроме буквы М в названии? hmm(
На фотографии, сёстры-блезнецы, не считая цвета пластиковых деталей.
 

Сапфир

Интересующийся
С нами с
14 авг 2009
Сообщения
65
Репутация
7
Возраст
62
Сергей, вот "Дельфин 8", но с другим логотипом:
Посмотреть вложение 24814
Посмотреть вложение 24815
Это всё тот же "Электроприбор" или какой-то другой завод? hmm(
Это Житомирский завод "Электроизмеритель".
http://www.eliz.com.ua/
Насколько я знаю, этот завод входил в ПО "Электроизмеритель".
 

Чел

Местный "КоЛЛекционер"
Модератор
С нами с
16 янв 2008
Сообщения
4.761
Репутация
4.342
Откуда
г. Москва
Это Житомирский завод "Электроизмеритель".
http://www.eliz.com.ua/
Насколько я знаю, этот завод входил в ПО "Электроизмеритель".
Сергей, таком случае у нас получается, на примере восьмого "Дельфина", что его выпускали два разных ПО - "Электроприбор" и "Электроизмеритель", связанные между собой только отраслью.
 

Сапфир

Интересующийся
С нами с
14 авг 2009
Сообщения
65
Репутация
7
Возраст
62
Сергей, таком случае у нас получается, на примере восьмого "Дельфина", что его выпускали два разных ПО - "Электроприбор" и "Электроизмеритель", связанные между собой только отраслью.
Да, получается. А если брать вообще "Дельфины", то добавится еще и третье ПО - "Точэлектроприбор". Хотя, может быть, и в Коростышеве выпускали "Дельфин-8"?
 
Сверху