Да всё просто на самом деле - треугольный парус эффективнее при движении галсами, только и всего. Можно и с прямоугольным управляться вполне сносно. Второй момент (шверт) обеспечивает курсовую устойчивость. Согласись, что у тех же "Тайменя" и "Щуки" совсем разная курсовая устойчивость. Там где "Таймень" будет довольно уверенно двигаться по курсу при боковом ветре, "Щуку" будет просто-напросто сдувать. При наличии пары байд, для движения по широкому водоёму, я бы связал их в кат. На передней или средней (при наличии таковой) поперечине укрепил бы мачту, зафиксировав вершину 4-мя растяжками (по 2 к носу и корме), а в качестве шверта (при необходимости) можно использовать лопасти вёсел, закрепив их к продольным трубам (жердям) + - посередине судна с внутренней стороны верёвочными петлями.
К задней поперечине посередине также верёвочной петлёй крепится руль. Его можно изобразить из байдарочного весла. Нужно отсоединить одну лопасть и удлиннить его, примотав скотчем к жердине.
При таком оснащении, получается судно, которое довольно уверенно движется даже под небольшим углом к встречному ветру. Единственное что - всему экипажу приходится работать, а не только рулевому и управляющим парусом. Т.к. лопасти вёсел, которые служат в качестве швертов, абсолютно жёстко закрепить не удаётся, то приходится походу их придерживать и подправлять. Для облегчения этой задачи к ним приматываются на скотче небольшие поперечины для управления.
Вобщем мальца подрабатывать приходится всему экипажу, но в любом случае это на порядок легче, чем пытаться вручную выгребать против вмордувинда.
Да, ещё важный и принципиальный момент: вся остнастка вяжется на каркасе из жердей, а байды подвязываются к каркасу и служат поплавками, а не элементами жёсткости конструкции.
Парус никогда специально не шили, а использовали обычный прямоугольный тент, сложив его в нужную форму и закрепив места складок скотчем.