Жители городов на берегах Кольского залива в Мурманской области практически потеряли интерес заниматься морской рыбалкой. Около четырех-пяти тысяч рыбаков-любителей из Мурманска, Полярного, Гаджиево, Снежногорска, Североморска не смогут выходить на своих катерах и лодках к побережью Баренцева моря, сообщил в беседе с корреспондентом "РГ" один из жителей Полярного, попросив не называть его имя и фамилию.
Главная проблема заключается в том, что Кольский залив "поделен" между множеством войсковых частей Северного флота. В частности, многие участки акватории залива относятся к Кольской флотилии разнородных сил СФ. Законодательство запрещает пересекать эти участки без согласования с военными.
До сих пор рыбаки-любители могли беспрепятственно проходить по ним на своих лодках, командование частей смотрело на это сквозь пальцы. Так продолжалось до 15 мая, когда военные запретили рыбакам-любителям проход из бухты Кут через губу Оленью в Кольский залив и Баренцево море. Основанием для этого запрета стали "Правила сводного описания N 4140 режима плавания в Баренцевом, Белом и Карском морях".
Около тридцати лет в бухте Кут действует стоянка маломерных судов, откуда рыбаки выходили в море на рыбалку, которая является серьезным подспорьем для их семей, поскольку рыба сильно подорожала и зачастую отсутствует в магазинах, отмечают рыбаки ЗАТО Александровск в коллективном письме командующему Северным флотом адмиралу Александру Моисееву. Из бухты Кут на рыбалку выходило более ста лодок, в каждой лодке по несколько человек. До сих пор их выход в море и возвращение домой контролировались нарядом пограничной службы, который проверял документы у рыбаков и осматривал лодки и катера. Этот порядок всех устраивал.
С одной стороны, причину запрета проходить через Оленью губу понятна - там расположен военный объект, страна проводит специальную военную операцию, - подчеркивают авторы письма. - Однако суда рыбаков всегда проходили вдоль противоположного берега, на значительном удалении от военных объектов. Просим организовать контролируемый проход рыбаков через губу Оленью. Этот контроль вполне может вести подразделение, охраняющее акваторию. Процедура контроля может быть такой: предварительная регистрация бортового номера судна и списка экипажа, запрос по радиосвязи на разрешение прохода, досмотр судна катером противодиверсионной службы".
Но запретом прохода через губу Оленью дело не ограничивается. За минувшие десятилетия берега залива обросли легальными и нелегальными причалами и турбазами. Перед многими из них возникла перспектива прекратить существование. Например, директор гаражно-строительного кооператива владельцев маломерных судов "Причал" в городе Полярном Олег Бибеев получил письмо за подписью командующего Кольской флотилией разнородных сил Северного флота вице-адмирала Эдуарда Михайлова, в котором командующий требует до 15 мая ликвидировать принадлежащую кооперативу стоянку маломерных судов в губе Кислой.
За минувшие десятилетия берега залива обросли легальными и нелегальными причалами
- У нас базируются 42 судна, - рассказал корреспонденту "РГ" Олег Бибеев. - И идти им больше некуда. Я предлагал ввести хотя бы временные пропуска для их владельцев, временно перекрывать выход со стоянки, когда это требуется Северному флоту. Но зачем же уничтожать стоянку? Ведь мы работаем здесь уже двадцать лет, у нас официальный договор аренды с администрацией Полярного, мы платим налоги. Перевести суда в Териберку или в Ура-Губу - тоже не выход, поскольку это туристические центры, для такого переноса нужно налаживать бизнес. А у всех рыбаков в Полярном, в том числе и у меня, есть основная работа, следить за стоянкой будет просто некому.
Еще один аргумент приводит житель Заполярья Андрей Васильев, много лет увлекающийся морской рыбалкой. По его словам, чем больше катеров и лодок в море, тем выше безопасность. В 2019 году в этом убедились восемь пассажиров маломерного катера, который загорелся в Баренцевом море в четырех километрах от берега. К ним сразу подошел на своем катере рыбак из Снежногорска и эвакуировал людей. Только катер со спасенными рыбаками успел отойти от горящего судна, как оно взорвалось.
Помимо командующего СФ Александра Моисеева, рыбаки направили обращение губернатору Мурманской области Андрею Чибису. "РГ" следит за ситуацией.
Петр Козульков, управляющий компанией "Мурманские морские рыбалки":
- Более или менее точной статистики по морскому туризму в Мурманской области не существует, но совершенно точно можно утверждать, что в последние пять лет здесь наблюдается бум любительской рыбалки в море. Самые востребованные направления - это Териберка и Ура-Губа. Сегодня большинство зарубежных стран закрыто для российских туристов. Нет сомнений, что те рыбаки, которые в течение 10-12 лет ездили в Норвегию, теперь поедут к нам. Четкая организация морской рыбалки имеет для региона большое значение.
P. S.
Показатели туристического потока в регионе превысили допандемийный уровень, отметил председатель регионального комитета по туризму Александр Елисеев. За 2021 год Мурманскую область посетили 486,2 тысячи туристов, в том числе 21,5 тысячи иностранцев.
Главная проблема заключается в том, что Кольский залив "поделен" между множеством войсковых частей Северного флота. В частности, многие участки акватории залива относятся к Кольской флотилии разнородных сил СФ. Законодательство запрещает пересекать эти участки без согласования с военными.
До сих пор рыбаки-любители могли беспрепятственно проходить по ним на своих лодках, командование частей смотрело на это сквозь пальцы. Так продолжалось до 15 мая, когда военные запретили рыбакам-любителям проход из бухты Кут через губу Оленью в Кольский залив и Баренцево море. Основанием для этого запрета стали "Правила сводного описания N 4140 режима плавания в Баренцевом, Белом и Карском морях".
Около тридцати лет в бухте Кут действует стоянка маломерных судов, откуда рыбаки выходили в море на рыбалку, которая является серьезным подспорьем для их семей, поскольку рыба сильно подорожала и зачастую отсутствует в магазинах, отмечают рыбаки ЗАТО Александровск в коллективном письме командующему Северным флотом адмиралу Александру Моисееву. Из бухты Кут на рыбалку выходило более ста лодок, в каждой лодке по несколько человек. До сих пор их выход в море и возвращение домой контролировались нарядом пограничной службы, который проверял документы у рыбаков и осматривал лодки и катера. Этот порядок всех устраивал.
С одной стороны, причину запрета проходить через Оленью губу понятна - там расположен военный объект, страна проводит специальную военную операцию, - подчеркивают авторы письма. - Однако суда рыбаков всегда проходили вдоль противоположного берега, на значительном удалении от военных объектов. Просим организовать контролируемый проход рыбаков через губу Оленью. Этот контроль вполне может вести подразделение, охраняющее акваторию. Процедура контроля может быть такой: предварительная регистрация бортового номера судна и списка экипажа, запрос по радиосвязи на разрешение прохода, досмотр судна катером противодиверсионной службы".
Но запретом прохода через губу Оленью дело не ограничивается. За минувшие десятилетия берега залива обросли легальными и нелегальными причалами и турбазами. Перед многими из них возникла перспектива прекратить существование. Например, директор гаражно-строительного кооператива владельцев маломерных судов "Причал" в городе Полярном Олег Бибеев получил письмо за подписью командующего Кольской флотилией разнородных сил Северного флота вице-адмирала Эдуарда Михайлова, в котором командующий требует до 15 мая ликвидировать принадлежащую кооперативу стоянку маломерных судов в губе Кислой.
За минувшие десятилетия берега залива обросли легальными и нелегальными причалами
- У нас базируются 42 судна, - рассказал корреспонденту "РГ" Олег Бибеев. - И идти им больше некуда. Я предлагал ввести хотя бы временные пропуска для их владельцев, временно перекрывать выход со стоянки, когда это требуется Северному флоту. Но зачем же уничтожать стоянку? Ведь мы работаем здесь уже двадцать лет, у нас официальный договор аренды с администрацией Полярного, мы платим налоги. Перевести суда в Териберку или в Ура-Губу - тоже не выход, поскольку это туристические центры, для такого переноса нужно налаживать бизнес. А у всех рыбаков в Полярном, в том числе и у меня, есть основная работа, следить за стоянкой будет просто некому.
Еще один аргумент приводит житель Заполярья Андрей Васильев, много лет увлекающийся морской рыбалкой. По его словам, чем больше катеров и лодок в море, тем выше безопасность. В 2019 году в этом убедились восемь пассажиров маломерного катера, который загорелся в Баренцевом море в четырех километрах от берега. К ним сразу подошел на своем катере рыбак из Снежногорска и эвакуировал людей. Только катер со спасенными рыбаками успел отойти от горящего судна, как оно взорвалось.
Помимо командующего СФ Александра Моисеева, рыбаки направили обращение губернатору Мурманской области Андрею Чибису. "РГ" следит за ситуацией.
Петр Козульков, управляющий компанией "Мурманские морские рыбалки":
- Более или менее точной статистики по морскому туризму в Мурманской области не существует, но совершенно точно можно утверждать, что в последние пять лет здесь наблюдается бум любительской рыбалки в море. Самые востребованные направления - это Териберка и Ура-Губа. Сегодня большинство зарубежных стран закрыто для российских туристов. Нет сомнений, что те рыбаки, которые в течение 10-12 лет ездили в Норвегию, теперь поедут к нам. Четкая организация морской рыбалки имеет для региона большое значение.
P. S.
Показатели туристического потока в регионе превысили допандемийный уровень, отметил председатель регионального комитета по туризму Александр Елисеев. За 2021 год Мурманскую область посетили 486,2 тысячи туристов, в том числе 21,5 тысячи иностранцев.